Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Гражданское исполнительние права





Гражданское исполнительние права

Проблемы принципов гражданского исполнительного права РФ

Автор: К.А. Малюшин

Российское государство и общество переживает глобальные перемены в праве,  связанные  с политическими, социально-экономическими преобразованиями, ориентацией на рыночную экономику и становление новых демократических институтов и ценностей в области правоприменительной деятельности.

С возрастанием роли правосудия в настоящее время поднимается значение судопроизводства и судоустройства, единства правоприменительной практики. Основным критерием оценки эффективности правосудия является исполнимость судебных решений, поскольку именно быстрота и полнота исполнения существенно влияет на стабильность гражданского оборота. Более того, в условиях современной глобализации экономики вопрос исполнения судебных решений приобретает особую значимость в смысле эффективности судебной системы целом. Нельзя не отметить позицию Европейского суда по правам человека, включающего исполнимость судебных решений в понятие права на справедливое и публичное судебное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основе закона, содержащегося в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Порядок принудительного исполнения судебных и иных юрисдикци-онных актов регулируется целой совокупностью законов среди них ГПК РФ и АПК РФ, а также уже по счету второй Федеральный закон «Об исполнительном производстве».

Примечательно то, что новый закон содержит перечень принципов исполнительного производства, до этого они выделялись лишь в доктрине, причем позиции ученых разняться в отношении вопросов о составе и системе принципов1. Кажется, что законодатель не воспринял ни один из имеющихся в науке подходов в отношении принципов исполнительного производства, а ограничился простым их перечислением. Так в статье 4 Закона РФ «Об исполнительном производстве» перечислены принципы: законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения. Представляется, что данный перечень далеко не исчерпывающий, в этом плане примечательно Постановление Конституционного Суда РФ от 12 июля 2007 года № 10-П в котором органа конституционного контроля сформулировал и закрепил такие принципы как преимущественной защиты прав взыскателя, соблюдения минимальных стандартов правовой защиты. Как верно в этом плане отмечает В.В.Ярков «сформулированные КС РФ положения могут применяться судами со ссылкой на Постановление»1.

II. Как указывалось выше, в научной и учебной литературе нет единства мнения в отношении состава и системы принципов. Первым к анализу системы принципов исполнительного права обратился М.К. Юков. Он предложил следующую классификацию:

Объявление:

1.Общеправовые принципы:

Законности; справедливости; юридического равенства; социальной свободы; социального долга; объективной истины; ответственность завину.
2.К межотраслевым принципам он отнес: национального языка; диспозитивности.

3.Отраслевые принципы, присущие только исполнительному праву: сочетание   отраслевой   и   территориальной    организации   исполнения;
добровольности исполнения решений суда; участие органа, вынесшего решение, в его исполнении; полноты и справедливости удовлетворения требований; активности (инициативности) органа исполнения.

О.В. Исаенкова отталкиваясь от сферы действия того или иного принципа исполнительного права, выделяет:
праве: государственного языка исполнительного производства; диспозитив-ности.

3. Отраслевые принципы исполнительного права: неприкосновенности личности должника; неприкосновенность минимума средств существования должника гражданина; пропорциональности распределения взыскиваемых сумм между взыскателями; сочетания отраслевой и территориальной организации исполнения.

Несколько иной взгляд на состав отраслевых принципов высказывает В.В. Ярков, так среди принципов, характерных только для исполнительного производства он выделяет: реальность исполнения, соблюдение минимальных стандартов правовой защиты, пропорциональность удовлетворения требований взыскателя, поощрение добровольного исполнения, самостоятельность (независимость) судебного пристава-исполнителя.

В свою очередь Н.А. Панкратова предлагает свой вариант состава и классификации принципов исполнительного права:

1.Принципы, закрепленные в Конституции РФ:
Законности; равенства всех форм собственности; самостоятельности и независимости органов принудительного исполнения от законодательной и судебной ветвей власти; принцип равенства всех перед законом; принцип доступности и реальности оказания квалифицированной юридической помощи.

Принцип обеспечения добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований; принцип неприкосновенности личности должника; принцип сохранности минимума средств существования должника и членов его семьи; принцип полноты удовлетворения требований взыскателей; принцип справедливости и пропорциональности удовлетворения требований взыскателей1.

О.В. Грицай, в основном разделяя выше названный подход к классификации, предлагает иной состав принципов исполнительного права:
Так к общеправовым (конституционным) принципам помимо законности и равенства он добавляет: принцип получения юридической помощи.
Среди межотраслевых принципов он выделил:

принцип национального языка; принцип гласности; принцип диспози-тивности; принцип объективной истины; принцип оперативности исполнения и принцип доступности принудительного исполнения (доступности производства).

К третьей группе (отраслевых принципов исполнительного права) он относит принципы: неприкосновенности личности должника; неприкосновенность минимума средств, необходимых для жизни должника и членов его семьи; очередности и пропорциональности распределения взысканных сумм между взыскателями2.

III. Представляется что, при определении состава и системы обсуждаемой отрасли права, прежде всего, необходимо исходить из понимания правовой природы исполнительного производства (институт особенной части гражданского процессуального права, арбитражного процессуального права или же самостоятельная отрасль права) и если же это отрасль то каков ее характер. Хотелось бы отметить, что далеко не все авторы разделяют мнение в соответствии, с которым совокупность норм и институтов, регулирующих процедуру принудительного исполнения требований судебных и иных юрисдикционных актов, составляют отдельную, самостоятельную отрасль права, имеющую свой собственный предмет, метод правового регулирования и соответственно принципы. Традиционно исполнительное производство рассматривается как стадия гражданского и арбитражного процессов, как институт особенной части гражданского процессуального права и арбитражного процессуального права1. Между тем все больше и больше сторонников совершенно противоположной позиции в соответствии, с которой исполнительное производство рассматривается не как институт гражданского процессуального права, арбитражного процессуального права, а как самостоятельная отрасль права2. Однако и среди последних нет согласия в отношения характера данной отрасли. Так одни авторы констатируют комплексный характер (Н.А. Панкратова, М.К. Юков, В.В. Ярков.), и предлагают вести речь о гражданском исполнительном праве, другие же ставят исполнительное   право   в   один   ряд   с   гражданским   процессуальным   и   арбитражным процессуальным правом, подчеркивая процессуальный характер и предлагают название исполнительное процессуальное право или исполнительное право (Д.Х. Валеев, О.В. Исаенкова), что не может не сказаться на понимании, составе и системе принципов этой отрасли права. Не вдаваясь в анализ указанных позиций, по существу отметим лишь следующее, что не совсем верным является отнесение процедуры исполнения юрисдикционных актов к такой категории как «процесс». Бесспорно, сегодня выделяются новые самостоятельные отрасли процессуального права, но все они регламентируют деятельность суда и причиной тому является свойства, особенности процессуальной формы деятельности суда. Распространять же процессуальную форму на исполнительное производство как это делает Д.Х. Валеев нецелесообразно она для него окажется чрезмерно громоздкой и ненужной. Кроме того, различна и сама природа юрисдикционных органов.

Таким образом, более правильной, на наш взгляд, является позиция тех авторов, которые говорят о комплексном характере данной отрасли российского права. Которая с одной стороны регулирует деятельность суда по вопросам, отнесенных законодателем к их подведомственности, а с другой исполнение судебных и иных юрисдикционных актов, предусмотренных законом это правоприменительная деятельность, осуществляемая таким особым субъектом исполнительного производства как судебный пристав исполнитель, являющегося представителем государственного органа исполнительной ветви власти. Более того, как отмечают в правовой литературе, комплексный характер гражданского исполнительного права РФ обусловлен комплексным законодательным регулированием исполнительного производства.

IV. Комплексный характер обсуждаемой отрасли права, влияет на понимание сущности, состав и систему принципов гражданского исполнительного права РФ. Так ряд принципов сложились на основе гражданского (арбитражного) процессуального права РФ, а ряд на основе административного права РФ. Соответственно принципы гражданского исполнительного права РФ носят процессуально-процедурный характер.

Основываясь на выше сказанном систему принципов гражданского исполнительного права можно представить следующим образом:
1. Общеправовые принципы, имеющие конституционную основу:

Принцип законности. В гражданском исполнительном праве принцип законности находит свое выражение в том, что нормы гражданского исполнительного права обязывают субъектов исполнительного производства строго соблюдать и подчиняться требованиям законов. Меры по принудительному исполнению требований исполнительных документов могут быть применены к должнику лишь в случаях и в пределах, установленных законом.

Уважения чести и достоинства гражданина. Конституция РФ в статье 21 закрепляет, что достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никакие обстоятельства не могут служить основанием для умаления достоинства личности. Ч.2 ст. 21 Конституции РФ устанавливает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Принцип равенства участников исполнительного производства. В соответствии с данным принципом участники исполнительного производства равны перед требованиями закона и органами принудительного исполнения. В тоже время необходимо отметить ограниченное действие принципа равенства по сравнению с гражданским, арбитражным, уголовным процессами, что связанно с преимущественной защитой прав взыскателя.

2.Межотраслевые принципы гражданского исполнительного права
Действующие не только в гражданском исполнительном праве, но и гражданском процессуальном праве, арбитражном процессуальном праве, уголовном процессуальном праве и в административном праве.

а. Принципы, сложившиеся под влиянием гражданского процессуального, арбитражного процессуального права
Принцип государственного языка. В соответствии с требованиями Конституции РФ и Закона РФ «О государственном языке Российской Федерации» государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию в ходе исполнительного производства. Лицам, участвующим в деле и не владеющим языком, на котором ведется исполнительное производство, может быть приглашен переводчик. Стороне, которой необходимы услуги переводчика, судебный пристав-исполнитель предоставляет срок для его приглашения. Если должник или взыскатель не обеспечит участие переводчика в указанный срок, то судебный пристав-исполнитель назначает переводчика по своему усмотрению (ст.58 Закона РФ «Об исполнительном производстве»).

Принцип диспозитивности. Стороны по своей инициативе совершают действия, от которых напрямую зависит движение исполнительного производства. В тоже время объем действия данного принципа в гражданском исполнительном праве уже, нежели в гражданском процессуальном праве, арбитражном процессуальном праве. Ограниченность принципа диспозитивно-сти проявляется в том, что он преимущественно характерен для действий взыскателя и практически не распространяется на действия должника, поскольку должник изначально является обязанным лицом, в силу чего выбор вариантов его поведения ограничен, он вправе исполнить возложенную на него обязанность добровольно, тем самым предупредить необходимость принудительного исполнения.

б. Принципы, сложившиеся под влиянием административного права.
Главой 18 Закон РФ «Об исполнительном производстве» предусмотрена и подробно регламентирована возможность обжалования постановления и действия (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов в порядке подчиненности.

ч.9 ст. 33 Закона РФ «Об исполнительном производстве» закрепляет право главного судебного пристав РФ и главного судебного пристав субъекта РФ в целях более полного и правильного осуществления исполнительного производства  передать  исполнительное  производство  из  одного  подразделения судебных приставов в другое (в том числе на стадии возбуждения исполнительного производства).

Таким образом, совершенно очевидно проявление административных начал и таких принципов как: обязательности для судебных приставов-исполнителей решений, принятых вышестоящими руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством РФ; обжалование действия (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов в порядке подчиненности.

3. Собственно отраслевые принципы, присущие гражданскому исполнительному праву
Своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Именно от своевременного совершения исполнительных действий и применения, мер принудительного исполнения зависит вопрос о защите и соблюдении, законных прав взыскателя, должника и третьих лиц. Сроки совершения исполнительных действий регулируются гл.3 и ст.36 Закона РФ «Об исполнительном производстве».

Неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи. Исчерпывающий перечень имущества должника-гражданина, на которое не может быть обращено взыскание, установлен ст.446 ГПК РФ. Как отметил в своем Постановлении Конституционный Суд РФ № 10-П ст. 446 ГПК РФ предоставляет гражданину должнику имущественный (исполнительский) иммунитет, с тем, чтобы исходя из общего предназначения данного правового института – гарантировать должнику и лицам, находящимся на его иждивении, условий необходимых для их нормального существования и деятельности, в том числе профессиональной, данная статья выступает процессуальной гарантией реализации социально-экономических прав этих лиц.

Соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения. В соответствии с названным принципом взыскание не может быть обращено на имущество, по стоимости во много раз превышающее долг.

В тоже время не конкретизируя данный принцип законодатель оставил на усмотрение судебного пристава-исполнителя степень соотносимости этих мер и долга. Иными словами он должен оценить соразмерность мер принудительного исполнения и требований, содержащихся в исполнительном документе. Таким образом, нам представляется, что более правильно вести речь о принципе соразмерности, а не соотносимости требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Поощрения добровольного исполнения. В соответствии с требованиями ч.11 ст.30 Закона РФ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий. Срок для добровольного исполнения не может превышать пяти дней (ч.12 ст.30 Закона РФ «Об исполнительном производстве»).

Очередность удовлетворения требований взыскателей. В соответствии с требованиями ст.34 и ст. 111 Закона РФ «Об исполнительном производстве» в случаи возбуждения в отношении одного должника нескольких исполнительных производств имущественного характера, они подлежат объединению в сводное исполнительное производство. Взысканные денежные суммы по такому производству должны быть распределены между несколькими взыскателями, а если их недостаточно, то требования по исполнительным документам удовлетворяются в порядке очередности, установленной законом. Требования каждой последующей очереди удовлетворяются после удовлетворения в полном объеме требований предыдущей очереди, а в случаи если взысканных средств недостаточно для удовлетворения требований одной очереди в полном объеме, то они удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме, указанной в исполнительном документе.

Минимальных стандартов правовой защиты. Состоит из трех основных моментов. Во-первых, применение мер исключительно правового принуждения к исполнению должником своих обязательств. Во-вторых, сохранение для должника-гражданина и лиц, находящихся на его иждивении, необходимого уровня существования, с тем чтобы не оставить их за пределами социальной жизни. В-третьих, сохранение деятельности должника-организации.

Обязательность    законных    требований    судебного    приставаисполнителя. Статья 6 Закона РФ «Об исполнительном производстве» устанавливает обязательность законных требований судебного пристава-исполнителя для всех для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций. Неблагоприятные последствия в случаи не исполнения требований судебного пристава-исполнителя предусмотрены рядом федеральных законов (гл. 15 Закона РФ «Об исполнительном производстве», ст. 17.8 КоАП РФ и др.)
Проблема принципов гражданского исполнительного права является одной из основных, однако не единственных стоящих на пути формирования новой отрасли российского права. Несмотря на прямое закрепление принципов в законе вопрос об их составе и системе до сих пор остается открытым. Каждый принцип в отдельности нуждается в обстоятельном исследовании и изучении при этом необходимо исходить из понимания гражданского исполнительного права именно как самостоятельной отрасли российского права. Отрасли комплексной, в которой проявляются черты не только арбитражного процессуального права, гражданского процессуального права, но и административного права.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >