Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Применение уголовных санкций





Применение уголовных санкций

Применение уголовных санкций должно сочетаться с элементами социальной компенсации

Автор: В.М. Хомич

В своей основе излагаемые предложения имеют целью существенно усилить материальные и восстановительно-компенсационные элементы карательного воздействия на преступника как приемлемой альтернативы лишению свободы по всему спектру мер уголовной ответственности на принципах обеспечения должной безопасности общества и государства, экономии финансовых, социальных и процессуальных ресурсов правоохранительной системы.

В целях обеспечения эффективности и стабильности уголовно-правовой политики внедрение новых подходов дифференциации и индивидуализации мер уголовной ответственности при осуществлении правосудия по уголовным делам предлагается провести в два этапа.

На первом этапе представляется возможным реализовать следующие предложения:

1.    Расширить сферу применения института освобождения от уголовной ответственности, предусмотрев возможность освобождения от уголовной ответственности с привлечением к административной ответственности (ст. 86 УК), в связи с деятельным раскаянием ( ст. 88 УК), с передачей несовершеннолетнего под наблюдение родителей или лиц, их заменяющих ( ст. 11 8 УК), лиц, впервые совершивших менее тяжкое преступление.

2.    Ограничить максимальный предел наказания в виде ареста тремя месяцами для взрослых и одним месяцем для несовершеннолетних, исключив одновременно возможность условно-досрочного освобождения от данного наказания и замены его неотбытой части более мягким наказанием. Это позволит сохранить достаточный карательный потенциал этого наказания и существенно сократить социальные издержки, связанные с организацией исполнения ареста.

Объявление:

3.    Предусмотреть возможность осуждения с отсрочкой исполнения наказания ( ст. 77 УК) лиц, впервые осуждаемых за тяжкое преступление, не сопряженное с насилием, если обвиняемый в процессе судебного рассмотрения уголовного дела выразил согласие уплатить в доход государства в течение срока отсрочки социальную компенсацию причиненного преступлением вреда в размере 200 базовых величин, а если преступлением был причинен имущественный ущерб и при условии его возмещения до рассмотрения дела судом, – в размере 300 базовых величин.

В случае неуплаты (невыплаты) осужденным компенсации, равно как и при несоблюдении иных условий отсрочки, она отменяется судом с направлением осужденного для реального отбывания наказания в виде лишения свободы.

4.    Расширить основания применения осуждения без назначения нака зания ( ст. 79 УК) за счет лиц, впервые совершивших тяжкое преступление, не сопряженное с насилием, если виновный добровольно возместил при чиненный преступлением имущественный ущерб, а равно иной вред и в процессе судебного рассмотрения уголовного дела выразил согласие упла тить в доход государства в течение двух лет социальную компенсацию при чиненного преступлением вреда в размере от 300 до 500 базовых величин.
В целях повышения эффективности осуждения без назначения наказания предлагается также следующее:

– если осужденный без назначения наказания, несмотря на официальное предупреждение, не выполняет возложенные на него обязанности либо неоднократно нарушил общественный порядок, за что к нему дважды были применены меры административного взыскания, то по представлению органа, осуществляющего профилактическое наблюдение за осужденным, суд может установить за таким осужденным превентивный надзор;

– уклонение осужденного от уплаты (выплаты) компенсации, назначенной приговором суда при осуждении без назначения наказания, наказывается в пределах санкции статьи Особенной части настоящего Кодекса, предусматривающей ответственность за преступление, в связи с совершением которого виновное лицо было осуждено без назначения наказания.
5.    В целях обеспечения международно-правовых стандартов уголовного преследования и наказания несовершеннолетних изменить правила
назначения наказания несовершеннолетним:

– снизить максимальные сроки окончательного наказания в виде лишения свободы и изменить порядок определения окончательного наказания по совокупности преступлений и совокупности приговоров;

– снизить в Общей части УК верхние границы санкций статей Особенной части УК при назначении наказания несовершеннолетним в зависимости от их возрастной категории, а также максимальные сроки наказания в виде лишения свободы.

– предусмотреть замену назначенного несовершеннолетнему штрафа принудительными мерами воспитательного характера в соответствии со ст. 117 УК в случае невозможности его взыскания и при отсутствии признаков уклонения несовершеннолетнего от его уплаты.

6.    В целях обеспечения реализации принципов индивидуализации и справедливости при назначении наказания, прежде всего, за тяжкие и особо тяжкие преступления ввести в санкции ряда статей Особенной части УК альтернативное лишению свободы наказание в виде ограничения свободы, а также снизить нижние пределы санкций в виде лишения свободы. В подобной корректировке нуждаются санкции статей 208, 214, 233, 339, 424, 426, 428, 430 УК.

7. Для обеспечения единства применения уголовных санкций за коррупционные преступления изменить условия ответственности за преступления против интересов службы ( глава 35 УК) и иные преступления, совершаемые должностными лицами с использованием служебных полномочий. Предлагается совершение должностным лицом любого преступления с использованием служебных полномочий квалифицировать соответственно как преступное злоупотребление властью или служебными полномочиями ( ст. 424 УК), преступное бездействие должностного лица ( ст. 425 УК), превышение власти или служебных полномочий ( ст. 426 УК) и по совокупности как иное преступление. Использование должностным лицом своих служебных полномочий, как квалифицирующий (отягчающий) признак иных преступлений, исключить из всех статей Особенной части УК.

На втором этапе реформирования мер уголовной ответственности и практики их применения предлагается осуществить изменения системного характера, которые включают:

1.    Исключение повторности и судимости (рецидива) из числа квалифицирующих признаков составов преступлений, предусмотренных Особенной частью УК. Усиление ответственности за рецидив ( судимость) и повтор-ность преступлений предлагается реализовать в рамках Общей части УК, а именно, рецидива – в соответствии с правилами, установленными ст. 65 УК (при незначительном их изменении), а повторности – в соответствии с общими началами назначения наказания ( ст. 62 УК) как обстоятельства, отягчающего ответственность в пределах санкции статей Особенной части УК.

2.    Предусмотреть возможность назначения штрафа в качестве основного наказания за тяжкие преступления на условиях альтернативы лишению свободы. В случае невыполнения осужденным условий уплаты ( выплаты) штрафа, назначенного в качестве альтернативы лишению свободы, суд заменяет штраф лишением свободы в пределах санкции, предусмотренной соответствующей статьей Особенной части УК.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >