Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Конституция европейского союза






Конституция европейского союза

О разработке конституции европейского союза

Автор: А.Л. Белоусов

Конституционный процесс протекающий в настоящее время в ЕС не смотря на то, что является уникальным правовым явлением, не имеющим аналогов в современной истории не нашел еще своего должного изучения в отечественной правовой науке.

В ЕС существует две точки зрения относительно необходимости разработки и принятия Конституционного трактата. Первая, принадлежащая приверженцам Конституции, заключается в том, что Конституционный трактат является естественным продолжением европейской интеграции, в результате принятия которого должно возникнуть одно европейское государство с федеративной формой государственного устройства. Вторая – исходящая от противников Конституции, состоит в том, что в Конституции ЕС заинтересованы, прежде всего, самые крупные, экономически богатые и поэтому пользующиеся наиболее сильным влиянием страны. По их мнению, ЕС должен оставаться содружеством, в рамках которого государства-члены сотрудничали бы между собой на принципах партнерства. При этом главной опасностью федеративного европейского государства они видят в постоянной непрекращающейся борьбе за доминирование одних государств над другими.

Решение о разработке Конституционного трактата Европейского Союза ( Конституции) было принято в декабре 2001 года на заседании Европейского Совета в одном из районов Брюсселя – Лакен (Leaken). Для этой цели был образован Конвент Европейского Союза в состав которого вошли 105 представителей государств-членов и государств-кандидатов в члены ЕС. Каждый участник имел равное право высказывать свое мнение по 62 вопросам относящихся к формированию будущего ЕС.

Главной целью деятельности Конвента являлась разработка предложений, связанных с решением трех основополагающих проблем, относящихся к будущему расширенного ЕС:

•    установление более тесной связи между гражданами и европейским проектом, а также его институтами;
•    создание политических структур и европейского политического про странства в рамках расширенного ЕС;
•    определение роли ЕС в новом порядке мироустройства, а также как условия и фактора стабилизации.

Объявление:

К компетенции Конвента ЕС также относилось:

•    разработка предложений по совершенствованию раздела компетен ции между ЕС и государствами-членами;
•    систематизация действующих нормативных правовых актов, регули рующих функционирование ЕС и предания им конституционной силы;
•    упрощение правовых инструментов ЕС;
•    определение путей и механизмов развития демократии, повышения прозрачности и эффективности деятельности ЕС посредством усиления участия национальных парламентов в легитимации европейского проекта и упрощения процессов и процедур, связанных с принятием соответствую щих решений;
•    определение средств необходимых для совершенствования структу ры и функционирования трех главных институтов ЕС (Европейской Комис сии, Совета Министров и Европейского парламента) с учетом будущего расширения.

В период деятельности Конвента с 27 февраля 2002 года по 13 июня 2003 года состоялось 26 рабочих сессий, протяженностью 52 дня. Окончательный текст Конституционного трактата ЕС был принят Конвентом ЕС в июле 2003 года абсолютным большинством голосов (100 - за, 5 - против).

29 октября 2004 года в Риме окончательно согласованная версия Конституции ЕС была подписана представителями 25 государств-членов ЕС, которая заменила действующую ранее законодательную базу, регулирующую функционирование ЕС (Трактат о Европейском Сообществе, Трактат о ЕURATOM и Трактат о Европейском Союзе в версии Ниццы).
С точки зрения юриспруденции Конституционный Трактат ЕС является международным договором, подписанным суверенными государствами. Трактат определяет не только цели, компетенцию и институты Европейского Союза, иерархические связи между ЕС и государствами-членами, но и основные права, и систему ценностей граждан ЕС.

Конституционный трактат ЕС состоит из преамбулы и четырех частей, которые поделены на титулы, разделы и статьи. Всего Конституция ЕС насчитывает 448 статей. В первой части содержаться положения, которые дают определение Европейскому Союзу, закрепляют его цели, ценности, компетенцию, институты и органы, символы, отношения с государствами-членами, процедуры принятия решений, а также гражданство и характер ЕС. Вторая часть представляет собой принятую еще в декабре 2000 года европейским Советом в Ницце Карту Основных Прав, состоящую из преамбулы и семи титулов: достоинство, свобода, равенство, солидарность, права граждан, правосудие, общие положения по интерпретации и применению Карты.

В третьей части Конституции ЕС содержатся правовые нормы, подробно регулирующие политику и деятельность ЕС, компетенцию его отдельных институтов, а также процедуры принятия решений. Четвертая заключительная часть Конституционного Трактата, определяет порядок введения его в действие, а также процедуру внесения соответствующих изменений.

В соответствии со ст. I-6 Конституционного Трактата Конституция и право, принятые институтами Союза в рамках закрепленной за ними компетенции имеют приоритет перед национальным законодательством государств-членов ЕС, включая их Конституции. Конституционный Трактат предполагает приведение в соответствие с положениями Конституции ЕС правовых актов низшего уровня, и в случае противоречия последних союзному законодательству они не могут быть признаны действующими. Статья I-7 Конституционного Трактата наделяет Союз правосубъектностью [1].

Список литературы

1. Traktat ustanawiaj№cy Konstytucjк dla Europy: Konferencja przedstawiceli rz№dуw paсstw czіonkowskich, Вruksela, 29 paџdziernika 2004 r., (OR.fr), CIG 87/2/04 REV // Соnstitution. – 2004. – CIG 87/2/04 REV PL.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >