Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Механизмы определения целей





Механизмы определения целей

Механизмы определения целей и задач систематизации законодательства

Автор: С.А. Жевнерович

Систематизация законодательства, равно как любая иная деятельность направленная на достижение конечного результата, обладает рядом качеств, объективно характеризующих ее с точки зрения оснований для возникновения формы, смысла и значения. В процессе определения и формулирования наиболее общих целей и задач систематизации законодательства возникает проблема способов их выявления и фиксации. В зависимости от точки зрения субъектов систематизации законодательства на структуру механизмов определения целей и задач систематизации выделяется два независимых блока: внутренние механизмы и внешние механизмы.

1. Внутренняя механика определения задач и целей систематизации законодательства есть результат реализации субъектами, обличенными нор-мотворческими функциями, запросов и ожиданий субъектов правовых отношений в отношении неких проблем в области функционирования правовой системы. Наиболее естественный способ возрастания регулирующей роли права через рост числа нормативных предписаний и объективных форм их выражения с необходимостью влечет за собой трудности и проблемы с правореализацией. В ситуации одновременного функционирования в пределах одной правовой системы множества предписаний социального нормирования, размещенных в различных материализованных источниках, возникает естественная необходимость в упорядочении такого массива, максимальной минимизации числа актов, наличии строгого и полного учета таких источников. Отмеченные необходимости становятся очевидными в первую очередь для субъектов правовых отношений, попавших в сферу действия соответствующих норм. Их мнение и непосредственное апеллирование к законодателю есть достаточное основание для реализации механизмов систематизации законодательства и для определения задач и целей их развертывания.

Возникающая из реальной практики функционирования правовых норм потребность в изменении структуры, связи или полноты нормативных правовых актов в максимальной степени способствует верному формулированию целей развертывания механизмов систематизации законодательства. Внутренние механизмы определения задач и целей систематизации законодательства являются наиболее объективным способом выявления наиболее ожидаемых, с точки зрения общества, итогов регулирующей деятельности государственной власти в сфере структуризации законодательства.

Представляется, что на стадии формирования и становления правовых систем изначальное и главенствующее значение в вопросах определения целей и задач систематизации законодательства имели внутренние механизмы. Именно общественные потребности определяли необходимость и направленность действий по изменению сложившегося способа дефраг-ментации массива нормативно-правовых предписаний.

2. Внешние механизмы определения целей и задач систематизации законодательства представляют собой такой способ формулирования конечных результатов систематизации, при котором познающий субъект, действующий с позиции «стороннего наблюдателя», приходит к выводу о необходимости запуска механизмов по систематизации законодательства для достижения им самим определенных целей. В качестве субъектов, реализующих внешние механизмы определения целей и задач систематизации законодательства, чаще всего выступают нормотворческие органы государства и научные коллективы ( или отдельные ученые).

Объявление:

К числу внешних механизмов определения целей и задач систематизации относятся: оценка результатов осуществленных механизмов систематизации; теоретическое моделирование; адаптация чужого опыта построения правовых систем.

Элементы механизма государства, обладающие полномочиями по введению в правовую систему новых нормативов социального поведения ( нор-мотворческие органы), как правило, осуществляют также функцию мониторинга результатов реализации устанавливаемых ими правовых предписаний. В процессе оценки действия сгенерированных ими самими нормативных правовых актов формируется представление о том, какие конкретные социальные цели достигнуты в результате нормотворческой деятельности, какие общие задачи решены. Такой верификации подвергаются также и итоги систематизации законодательства. Их анализ позволяет дать оценку результатов осуществленных механизмов систематизации. Итоги такого анализа дают представление о реальной значимости всех осуществленных механизмов систематизации законодательства, позволяют постфактум сформулировать достигнутые цели и сформулировать решенные задачи. Такое ретроспективное знание обладает большим прикладным потенциалом, так на его основе, путем экстраполяции и аналогии, существует возможность формулирования общих задач, решаемых в результате систематизации законодательства, и определения конкретных целей, достижение которых является возможным.

В отличие от ретроспективного значения оценки результатов систематизации для формулирования ее целей и задач теоретическое моделирование имеет перспективное значение. Данный внешний механизм определения результатов систематизации законодательства в одинаковой степени доступен как органам нормотворчества, так и другим субъектам правовой системы.

Теоретическое моделирование является способом формулирования целей и задач систематизации законодательства на основании эмпирического и теоретического знания, которым обладают соответствующие субъекты. Социальное прогнозирование ( к числу которого относится и теоретическое моделирование в среде действия правовых норм) является универсальным основанием для осуществления различных механизмов в сфере бытия и функционирования социума. Теоретический прогноз относительно эвентуальных результатов того или иного действия дает возможность определить необходимые ресурсы и основания для его осуществления. Моделлинг в сфере действия массива нормативных правовых актов позволяет использовать вариативность доступных средств в зависимости от желаемого результата, дает возможность выйти за пределы порой стагнирован-ных форм, уже реализованных и закрепленных в практике отношений. Теоретическое моделирование целей и задач систематизации законодательства выступает наиболее оптимальной формой взаимодействия юридической науки с нормотворчеством в данной сфере.

Самостоятельным механизмом определения целей и задач систематизации законодательства является адаптация опыта построения других правовых систем к собственной практике осуществления нормотворческой деятельности. Разноуровневость развития правовых систем, их несхожесть, а порой и конкурентность, являются позитивными факторами для учета внешнего опыта при построении локальных систем законодательства. Результаты деятельности других государств в области систематизации законодательства дают хотя и не линейное, но адаптированное представление о возможных итогах реализации тех или иных механизмов по систематизации массива действующих нормативных правовых актов. В сфере такого вида систематизации, как учет нормативных правовых актов опыт других государств, особенно если они отличаются высоким уровнем информатизации правового пространства, имеет огромное значение для выработки приоритетов в сфере внутрисистемной структуризации и определении способов их достижения.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >