Систематизация законодательства |
Принципы систематизации законодательстваАвтор: С.А. ЖевнеровичОдной из важных составляющих процесса систематизации законодательства, характеризующим его идейную направленность, является его соответствие и базирование на особых принципах. Эти идейные начала осуществления систематизации непосредственно установлены в актах позитивного права либо сформировались в результате практической деятельности субъектов механизмов систематизации законодательства. Установлены следующие принципы систематизации законодательства: – законность. Наличие данного принципа в процессе осуществления систематизации законодательства обусловлено тем фактом, что белорусская правовая система функционирует на основе признания за нормативными правовыми актами ведущей роли среди прочих источников права. Законность, в качестве принципа систематизации, вполне сложившийся законодательный институт, нашедший должное отражение в актах действующего позитивного права. В практике осуществления механизмов систематизации законодательства законность проявляется как соответствие определенных отношений процедурным правилам, изложенным в текстах нормативных актов; – гласность систематизации законодательства обеспечивается посредством открытости обсуждения и принятия законодательных актов, прозрачность нормотворческой деятельности. Особое значение для обеспечения гласности механизмов систематизации играет нормальное циркулирование информации между заинтересованными субъектами. Гласности систематизации в должной мере должна способствовать открытость общественных отношений по реализации соответствующих правовых механизмов, а также свободный доступ к информации о деятельности соответствующих субъектов. Значимость принципа гласности в процессе систематизации законодательства обуславливается его созидательным характером, что проявляется в возможности адекватного реагирования субъектов общественных отношений на изменчивость внешних факторов благодаря обладанию достоверной информацией; – диспозитивность. На сегодняшний день диспозитивность является одним из наиболее важных в прикладном и концептуальных в теоретическом плане принципов систематизации законодательства. Диспозитивность понимается как альтернативность поведения субъектов соответствующих общественных отношений, наличие возможности реализации ими своего правосубъектного статуса. Диспозитивность в систематизации законодательства – это свобода в границах, определенных нормами права. Обеспечение соответствия всех отдельных частей систематизации законодательства принципу диспозитивности позволяет в целом адекватно и оперативно реагировать на изменчивость социальных отношений; – принцип непрерывности систематизации законодательства является одним из важнейших фундаментальных оснований ее осуществления. Именно благодаря непрерывности систематизация может и должна носить характер универсального (применимого к неопределенному числу и виду проявлений законотворческой деятельности) и действенного ( приводящего к зримым результатам) инструмента законодательной политики государства. Непрерывность по-разному проявляется в различных видах систематизации. Если для учета нормативных правовых актов непрерывность – это базисная идейная конструкция и жизненная необходимость, то для остальных видов – условие соответствия систематизации актуальным вызовам времени и потребностям общественной жизни. Непрерывность систематизации законодательства проявляется также в постоянстве научного поиска в сфере действия механизмов систематизации и вовлеченности доктриналь-ного знания в процесс совершенствования законодательного массива; Объявление: – научность является не самым очевидным, однако одним из наиболее востребованных принципов систематизации законодательства. Научная составляющая процесса нахождения путей совершенствования правовой системы через ее отдельные составляющие является признаком зрелости и потенциала правовой стороны жизни конкретного общества. В этой связи, научность систематизации законодательства, которая обнаруживает себя через стимулирование научного поиска в выбранном направлении, через прикладную адаптацию результатов теоретических изысканий, через привлечение ученого потенциала к принятию конкретных системотворческих решений, свидетельствует, с одной стороны, о развитости правовых конструкций, способных поддаться трансформации в соответствии с научным теоретическим прогнозом, и, с другой стороны, о наличии высококвалифицированных научных кадров, обладающих достаточным профессиональным инструментарием для формирования комплексного научного знания об исследуемом объекте. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|