Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Всебелорусское народное собрание





Всебелорусское народное собрание

Всебелорусское народное собрание – институт представительной демократии

Автор: М.А. Козак

Всебелорусское народное собрание – представительная форма демократии, предполагающая реализацию гражданами конституционного права на участие в обсуждении и принятии решения по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни в государстве. На ряду с референ-дарной формой это самый массовый и представительный институт в Республике Беларусь, который вобрал в себя основные принципы представительной демократии – конституционность, всеобщность, открытость, сочетание косвенной и прямой формы избрания делегатов.

Правовой основой для организации и проведения Первого Всебело-русского народного собрания явились Ук а з Президента Республики Беларусь в 1996 году, а последующих двух Собраний – статья 37 Конституции Республики Беларусь, в которой говорится о « праве граждан участвовать в обсуждении вопросов государственной и общественной жизни на республиканских и местных собраниях» и Указы Президента « О созыве Всебело-русского народного собрания» 2001и 2006 гг. [1], [2], [3].

Появление в системе институтов прямой и представительной демократии такой формы как Всебелорусское народное собрание прослеживается реализация принципа преемственности в развитии форм власти народа. Так, например, Первый Всебелорусский съезд состоялся с 5декабря по 17 декабря 1917 г. На Всебелорусский съезд собралось тогда 1872 делегата, в том числе 1167 с правом решающего голоса, которые представляли все белорусские этнические территории – представители деревни и города, Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, беженских союзов и комитетов, профсоюзов и политических партий. Всебелорусский съезд решал вопрос о форме национального государственного самоопределения Беларуси и ее взаимоотношения с Россией [4].

Первое Всебелорусское народное собрание 1996 года было созвано также в критический момент для Беларуси, когда решался вопрос о форме правления в Республике и дальнейшая судьба в целом всего государства.

Появление Всебелорусского народного собрания является ярким примером возрастания роли народа в управлении государственными делами, подтверждается незыблемость власти народа, несмотря на социально-экономические изменения, произошедшие в Беларуси с 1917 по 1996 годы.

Объявление:

Массовое представительство говорит о реализации принципа всеобщности при формировании Всебелорусского народного собрания. В 1996 году в форуме принимали участие свыше пяти тысяч граждан, а в выдвижении делегатов – почти 2,3 миллиона человек. Численная представительность Второго и Третьего Всебелорусского народного собрания Указом Президента Республики Беларусь была уменьшена до 2,5 тысячи граждан, но это не сделало cобрание менее представительным. Среди тех, кому доверено было принимать жизненно важные для государства решения, были работники сельского хозяйства, инженерно-технические работники, работники социально-культурной сферы, руководители предприятий и организаций, а также студенты, предприниматели, военнослужащие, пенсионеры. Делегатами Собрания также были избраны Президент Республики Беларусь, Премьер-министр Республики Беларусь, члены Правительства, среди делегатов были Герои Советского Союза и Герои Социалистического Труда, депутаты местных Советов и представители политических партий и общественных объединений. Были приглашены депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики Национального собрания, главы и представители дипломатических миссий в Республике Беларусь, представители руководящих органов СНГ, Союзного государства, делегации России и Украины, руководители средств массовой информации [5].

При избрании делегатов можно проследить сочетание принципов прямой и косвенной демократии. На первых двух собраниях процедура выдвижения делегатов не была прямо предусмотрена в Указах Президента. Делегаты избирались открытым голосованием от рабочих коллективов, по месту учебы, по месту жительства.

Третье Всебелорусское народное собрание, в соответствии с Ук а з о м Президента, избиралось косвенным путем [3]. Областные, Минский городской организационные комитеты пропорционально численности взрослого населения ( лица, достигшие 18 лет) устанавливали нормы представительства участников собрания от городов и районов. Участники собрания избирались на районных (городских) собраниях уполномоченных.

Уполномоченные на районное ( городское) собрание избирались коллективами работников организаций, воинских частей, граждан по месту жительства, общественных объединений в соответствии с нормами представительства, установленными районными (городскими) организационными комитетами [3].

Практика реализации принципов представительной демократии показывает, что образование массовых, представительных форумов происходит на волне патриотического подъема, гражданской инициативы, и говорит о необходимости возрождения полноты власти народа.

На наш взгляд, практика организации проведения Всебелорусского народного собрания в дальнейшем должна приобрести политический, социальный вес. С этой целью целесообразно в перспективе закрепить существование такого института представительной демократии на законодательном уровне.

Список литературы

0.    О созыве Всебелорусского народного собрания: Ук а з Президента Республики Беларусь, 29 авг. 1996 г. , № 341 // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.
0.    О созыве второго Всебелорусского народного собрания: Ук а з Президента Республики Беларусь, 16 фев. 2001г., № 80 // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.
0.    О созыве третьего Всебелорусского народного собрания: Ука з Президента Республики Беларусь, 12 янв. 2006 г. , № 2 1 // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.
0.    Первый Всебелорусский съезд // Belarus.by
0.    Некоторые итоги прошедшего Первого и Второго Всебелорусского народного c обрания // Официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >