Проблема правового режима |
Проблема правового режима в контексте проблемы механизма правового регулирования общественных отношенийАвтор: Е.С. КорневаОпределение правового режима в современной теоретико-правовой науке как порядка регулирования, выраженного в комплексе правовых средств, привело к необоснованному отождествлению его с механизмом правового регулирования. Так, Н.И.Матузов и А.В.Малько пишут: «Правовой режим представляет собой специфический механизм правового регулирования, особый его порядок, направленный на конкретные виды субъектов и объектов, “привязанный” не столько к отдельным ситуациям, сколько к более широким общезначимым социальным процессам (состояниям), в рамках которых эти субъекты и объекты взаимодействуют» [1, с. 66]. Мы не разделяем такого взгляда. С нашей точки зрения, правовой режим нельзя сводить к категории, характеризующей своеобразие средств правового воздействия в данной конкретной сфере, на данном конкретном участке правовой действительности, тем более утверждать, что это – «специфический механизм правового регулирования». Здесь совсем другая плоскость оценки правовой действительности. Сложившаяся в отраслевых юридических науках практика изучения правового режима применительно к определенному объекту породила предубеждение, что « режим объекта» – лишь сокращенное словесное обозначение порядка регулирования [2, с. 186], следствием чего и явилось понимание правового режима как порядка регулирования, выраженного в комплексе правовых средств. Однако при изучении правового режима с позиций отраслевых юридических наук анализируется не столько правовой инструментарий, сколько законодательство – соответствующие нормативные правовые акты – на предмет устанавливаемого им порядка возможного или должного поведения определенного круга субъектов по отношению к определенному объекту. Но что такое нормативный правовой акт? Всего лишь одна (наиболее распространенная) из форм ( источников) права, при помощи которой фиксируются, закрепляются, официально выражаются юридические нормы, устанавливающие меру возможного и должного поведения субъектов права и тем самым закрепляющие наиболее выгодные, соответствующие интересам общества варианты социальных связей между участниками отношений. Последнее вытекает из назначения правового регулирования – с помощью права выбрать из всех объективно возможных вариантов общественных отношений такой, который наиболее целесообразен, отвечает интересам общественного развития и содействует наиболее успешному достижению при конкретных обстоятельствах какого-либо социального результата, преследуемого участниками отношений [3, с. 38]. В процессе правовой регламентации общественных отношений, их упорядочения они « вводятся в определенные рамки», подчиняются определенным правилам, порядку, установленному в нормах права – юридическому порядку, порядку de jure. «Регулировать» – значит подчинять определенному порядку, правилам, упорядочивать. С нашей точки зрения, это и есть правовой режим, тот порядок возможного и должного поведения субъектов правоотношений, о котором идет речь в отраслевых исследованиях. Предвидя возможность постановки вопроса, а не является ли в таком случае «правовой режим» ничем иным как синонимом «правового порядка» («правопорядка»), скажем: «Нет». От правопорядка правовой режим отличается как раз тем, что правопорядок возникает в результате фактической реализации правовых норм, претворения их в жизнь, является итогом правового регулирования [4]. Правовой режим характеризует не фактическое состояние урегулированных правом отношений, а должное или возможное, это тот правопорядок, к достижению которого стремился законодатель на том или ином этапе развития общества. Объявление: Список литературы 0. Матузов, Н.И. Политико-правовые режимы: Актуальные аспекты / Н.И. Матузов, А.В. Малько // Общественные науки и современность. – 1997. – № 1. – С. 63 – 71. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|