Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Делегированное законодательство





Делегированное законодательство

Понятие «делегированное законодательство» и его признаки

Автор: И.Н. Лабецкая

Для уяснения сущности понятия «делегированное законодательство» предварительно необходимо дать определение такому понятию как «делегирование законодательных полномочий».
Делегирование законодательных полномочий – это передача парламентом полномочий на издание акта, имеющего силу закона, по вопросам регламентации общественных отношений, которые входят в предмет компетенции высшего законодательного органа.

Делегированное законодательство – это совокупность нормативных правовых актов, равных по юридической силе законам, которые изданы органом, получившим от парламента полномочия на регулирование данными актами вопросов, обычно относящихся к ведению закона [ 1, c. 31 – 32].

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что первое понятие обозначает процесс, второе же понятие фиксирует результат этого процесса.

В настоящее время на доктринальном уровне не выработано единого определения делегированного законодательства. Основные взгляды на данное понятие можно свести к рассмотрению делегированного законодательства в широком и узком смысле слова.

В первом случае под делегированным законодательством понимают акты, которые являются результатом любого поручения законодательного органа государственному органу, его должностному лицу на издание нормативного акта в определенной сфере общественной жизни. Цель таких актов – разработка или более подробная регламентация отдельных положений того или иного закона.

Объявление:

Во втором случае делегированное законодательство включает в себя только такие акты, которые изданы на основании закона о делегировании парламентом законодательных полномочий делегируемому субъекту. Цель таких актов – предоставление этому субъекту права регулировать определенные общественные отношения вместо законодательного органа и принимать решения, имеющие силу закона [2, c. 55 – 56].

По мнению автора, узкое понимание актов делегированного законодательства более соответствует сущности данного правового явления, так как в первом случае парламент не передает свои законодательные полномочия другому государственному органу, а лишь поручает ему принять нормативный правовой акт в пределах компетенции данного государственного органа, но в установленный срок. При этом принятые в порядке такого поручения акты не имеют силы закона.

Делегированное законодательство основано на следующих положениях:

0)    издается при условии, что это право предусмотрено на конституционном уровне;
0)    принимается президентом или правительством, субделегирование запрещается;
0)    Конституцией может быть установлен круг вопросов, по которым запрещается делегирование законодательных полномочий;
0)    на конституционном уровне может быть предусмотрена дополнительная стадия утверждения парламентом делегированных актов, с возможностью их полной отмены.

Делегированным законодательным актам присущи свои признаки, которые позволяют отграничивать их от экстраординарных актов ( временные декреты, указы). К числу таких признаков относятся:

0)    делегированный характер, то есть полномочия на их издания делегируются законодательным органом;
0)    равны по юридической силе закону;
0)    регулируют наиболее важные общественные отношения, что обычно осуществляется законом, за некоторым исключением;
0)    строго определенный предмет регулирования;
0)    срочный характер, то есть издаются в пределах срока действия делегируемых полномочий.

Конституции многих зарубежных государств предусматривают возможность передачи законодательных полномочий исполнительной власти, и именно такие акты включаются в понятие делегированного законодательства. Следовательно, если в самой Конституции закрепляется возможность издания закона или указа, имеющего силу закона, исполнительной ветвью власти без специального разрешения парламента, то такие акты нельзя отнести к делегированному законодательству [3, c. 58].

Делегированные законодательные акты следует также отличать от делегирующих законодательных актов, которыми являются законы, уполномочивающие издавать акты, имеющие силу закона. Такое разграничение возможно благодаря учету основных положений института делегированного законодательства как правового явления:

0)    делегированные законодательные акты имеют вторичный, производный характер, поскольку они издаются на основании специального закона о делегировании полномочий ( делегирующий законодательный акт);
0)    делегированные акты наделяются юридической силой акта, которым передаются законодательные полномочия. Поэтому эти акты имеют силу закона и должны соответствовать только делегирующему закону и актам, имеющим большую силу [4, c. 36–37];
0)    закон о делегировании полномочий определяет круг общественных отношений, которые должны быть урегулированы. Таким образом, содержание делегированных законодательных актов предопределено в делегирующем законе;
0)    делегирующий законодательный акт устанавливает срок для реализации делегируемых полномочий.

Таким образом, под делегированным законодательством следует понимать нормативные правовые акты, имеющие силу закона, принимаемые исполнительной ветвью власти на основании делегирующего закона, который определяет предмет регулирования данных актов и срок для реализации полномочий.

Список литературы

1. Лузин, В.В. Полупрезидентская модель разделения властей на примере Франции / В.В. Лузин // Право и политика. – 2000. – № 1. – C. 31 – 40.
52
1.    Лагун, Д.А. Делегированное законодательство: сравнительно-правовой анализ / Д.А. Лагун // Право Беларуси. – 2002. – № 18. – C. 55 – 58.
1.    Чебуранова, С.Е. К уточнению понятия делегированного законодательства / С.Е. Чебуранова // Теория и практика правотворчества и правоприменения: Республика Беларусь в условиях интеграционных процессов: тезисы докладов Междунар. науч.-практ. конф. / Гроден. гос. ун-т. – Гродно: ГрГУ, 2007. – C. 58.
1.    Лагун, Д.А. Делегированные законодательные акты / Д.А. Лагун // Актуальные проблемы государства и права на современном этапе: материалы Междунар. науч. конф. студентов и аспирантов / Бел. гос. ун-т; ред.кол: В.М. Хомич [ и др.]. – Минск, 2001. – C. 36 – 38.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >