
Управление качеством продукции |
Некоторые аспекты правового регулирования управления качеством продукцииАвтор: И.В. ОленскаяУправление качеством имеет длительную историю становления, развития и практического действия. Исследование исторического аспекта государственного управления качеством продукции имеет огромное теоретическое и практическое значение, так как позволяет увидеть место и роль управления на различных этапах развития общества при решении самых разнообразных проблем. В процессе исследования рассмотрена историческая связь между этапами становления законодательства, регулирующего управление качеством продукции: когда первое управление в этой области в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии были пройдены, и с точки зрения этого развития увидеть каким это управление стало в настоящее время. Важное объективное значение имеет исторический опыт мирового сообщества, обобщенный в исторических документах, научных работах и практическом применении. Управление качеством на территории Беларуси можно разделить на четыре периода. К первому периоду относятся источники права, действовавшие на территории Великого княжества Литовского в ХIII – ХVIII в.в., в которых содержались отдельные нормы, устанавливавшие фиксированные цены на товары и единую систему мер и весов. Основные из них содержались в Статуте Великого княжества Литовского 1588 года, который положил начало формированию института права, регулирующего управление качеством продукции и услуг. Нормами Статута 1588 года, определена структура, компетенция, характер деятельности центральных учреждений и самых важных должностных лиц. Жители Великого княжества Литовского конца XVI в. имели права, действующие и в настоящее время: право на государственную защиту своих интересов, право на надлежащее качество товаров, право на безопасность, право на информацию о товаре, право на возмещение ущерба, право на обращение в суд и др. Несмотря на жестокость уголовных наказаний Статута ВКЛ 1588 года, телесных наказаний в сфере нарушения законодательства о качестве не применялось, наказание ограничивалось штрафом и ( или) возмещением ущерба [1]. Во втором периоде, после вхождения белорусских земель в состав Российской Империи здесь продолжали действовать нормы Статута, а также нормы российского законодательства, регулирующего управление качеством продукции. В контексте рассматриваемого вопроса об управлении качеством несомненный интерес представляет Ук а з Петра I о качестве от 11 января 1723 года. Из текста Указа ясны не только требования Государя к качеству продукции, но и к системе контроля качества, государственного надзора за ним и меры наказания за выпуск дефектной продукции. За выпуск некачественного оружия Петр I повелел хозяина Тульской фабрики и старшину, который поставил клеймо на некачественные ружья, бить кнутом и сослать, и впредь, если обнаружится в войске заминка из-за некачественных ружей бить виновных кнутом [2]. Задача решения проблемы качества в третьем периоде, перед народным хозяйством Советского государства вплоть до 70-х годов ХХ в. не могла быть поставлена в связи с ликвидацией последствий гражданской и Великой Отечественной войны, недостаточно высоким уровнем социально-экономического развития общества. Ответственность за выпуск некачественной продукции, продукции не соответствующей стандартам была включена в нормы уголовного, гражданского, административного и трудового законодательства. Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров СССР своим Постановлением от 8 декабря 1933 года « Об ответственности за выпуск недоброкачественной продукции» устанавливают, что «Уп -равляющие, директора и лица административно-технического персонала» при выпуске брака должны караться пятилетним тюремным заключением, а Президиум Верховного Совета СССР своим Ука з ом от 10 июля 1940 года «Об ответственности за выпуск недоброкачественной или некомплектной продукции и за несоблюдение обязательных стандартов промышленными предприятиями» конкретизировал персоналии ответственных лиц, установив, что «директора, главные инженеры и начальники ОТК» должны получать от 5 до 8 лет тюремного заключения (эта норма была включена в Уг о -ловный кодекс РСФСР и всех Союзных республик) [3]. Уголовным кодексом Белорусской ССР ( статья 149) за неоднократный выпуск или выпуск в крупных размерах из промышленного предприятия недоброкачественной, некомплектной или несоответствующей обязательным стандартам и техническим условиям продукции было предусмотрено наказание ответственных лиц ( директора, инженера или начальника ОТК, или лиц, исполняющих их обязанности) в виде лишения свободы на срок до трех лет или исправительных работ на срок до двух лет, или штрафа до трехсот рублей, или увольнения с должности [4]. Государственное управление качеством советского периода значительно отличается от нынешнего – четвертого периода. В сфере государственного управления всей экономикой завершилось использование прямых, административно-командных методов управления, широко применяется программно-целевой принцип управления. Активно используются ко свен-ные методы, основанные на экономическом воздействии на хозяйствующие субъекты, цели, задачи, приоритеты и главные средства которых, а также важнейшие параметры социально-экономического развития Республики Беларусь содержатся в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы. В Программе предусмотрено дальнейшее совершенствование законодательства в сфере управления качеством путем разработки и утверждения Государственной программы «Качество» на период 2007 – 2010 годы [5]. Список литературы 1. Статут ВКЛ 1588. Тэксты. Даведкі. Каментарыі // БСЭ; рэдкал.: I.П.Шамякiн ( гал.рэд.) [i iнш.]. – Мінск.: БСЭ, 1989. – 573 с. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|