Концепции правосознания |
Отдельные аспекты разработки современной концепции правосознания молодежиАвтор: Е.В. ПилипенкоОдной из задач в переломный момент истории является радикальная перемена взглядов и понятий мирового сообщества на правосознание молодежи как таковой, на ее место и роль в социальном развитии общества. Молодежь – часть различных классов и социальных слоев, наций, она их продукт и средство воспроизводства. Следовательно, при выработке концепции правосознания молодежи необходим подход, предполагающий рассмотрение правосознания молодежи как правосознания части общества, и, значит, изучение их взаимосвязи, взаимозависимости, взаимодействия; исследование правосознания молодежи в статике ( состояние в данный, конкретный исторический момент), в динамике (развитие во времени, в ходе истории, в сравнении с прошлыми молодыми поколениями, то есть изучение процесса). Современная жизнь требует кардинального изменения возрастного самосознания общества как следствия радикальных перемен в экономике и производстве под воздействием научно-технической революции, изменения стиля и характера во всех сферах общественной жизни. Необходимо новое понимание правосознания молодежи как самоценной стадии возрастного, духовного и социального развития. Надо отметить, что правосознание молодежи – объект комплексных, междисциплинарных исследований и, следовательно, обладает множественностью предметов, которые лишь в совокупности могут дать достаточно достоверную картину о правосознании объекта в целом. Следует обратить внимание, что наступившее в последнее время оживление социально-философских исследований, активизация изучения общественного мнения не обошли стороной проблему состояния правосознания молодежи. Вопросы, связанные с правовыми представлениями молодых людей, нашли отражение в целом ряде широкомасштабных опросов. Однако состав респондентов не всегда придает результатам этих исследований достаточную репрезентативность с точки зрения представленности в этих результатах информации о правосознании целого ряда категорий молодежи. Главным образом это связано с тем, что значительно больше накоплено данных о правосознании молодежи отклоняющего поведения ( правонарушителей, преступников, лиц, отбывших и отбывающих определенные судом наказания за совершение преступлений), чем о правосознании молодых людей правомерного поведения. Заметно интенсивнее проводятся социологические исследования правосознания учащейся молодежи (в том числе студентов), чем работающих молодых людей, причем основную массу респондентов исследования составляют несовершеннолетние. Объявление: На разработку новой концепции правосознания молодежи уйдут долгие годы. Но уже сегодня важны выводы, которые имеют практически-политическое, прикладное значение, то есть позволяют строить реальную политику в отношении молодежи. И, прежде всего, это вопросы о границах молодежного возраста и единой системе статистических и социальных показателей, позволяющих оценивать и сравнивать сложные явления в молодежной среде, «замерять» роль и воздействие молодежи на общественные процессы. Однако вызывает сомнение прочность позиции, связывающей обретение полной гражданской правосубъектности (совершеннолетие) завершением молодежного возраста. Если бы это было так, то пришлось бы признать находящимися в молодежном возрасте только лиц, еще не получивших гражданских прав, а все молодежные проблемы свести к подростковым ( к проблемам несовершеннолетних). Тем не менее сама постановка вопроса о выяснении связи границ молодежного возраста с момента обретения молодыми людьми гражданской правоспособности представляется очень точной. В работах по правосознанию возрастные границы интересующей нас социально-демографической группы не без оснований связываются с положениями действующего законодательства, содержащими термины, близкие по смыслу понятию «молодежь» и указание на возраст участников регулируемых этими положениями правоотношений. Однако уязвимость такого подхода состоит в том, что в случае изменения соответствующих законодательных норм (а такие изменения, как известно, нередки) исследователям приходится тут же менять и свои представления о границах молодежного возраста. Есть и другие основания возражать против абсолютизации роли законодательных новелл в качестве критерия молодежного возраста. Но есть в этом подходе и сильная сторона. Она состоит в реальном взгляде на вещи, в обращении к самой социальной действительности, а не к абстрактно сконструированным схемам. В числе последних можно выделить нормы, адресованные всем, в том числе молодым гражданам, а также нормы, адресованные только молодым гражданам, и нормы, адресованные только людям других возрастов. Кроме того, ряд законодательных норм, регулирующих порядок реализации гражданами своих прав, содержит своеобразный возрастной ценз и распространяется лишь на часть молодежи. В подавляющем большинстве случаев он не превышает 18 лет. Именно с этого возраста граждане пользуются всеми социально-экономическими, политическими и личными правами, зафиксированными в законодательстве, и должны исполнять сопутствующие этим правам обязанности. Обретая полную правосубъектность, молодой гражданин получает возможность включиться в социально-правовые отношения и использовать правовые средства для удовлетворения личных и общественных потребностей и интересов в достижении поставленных целей. Именно эта правоприменительная деятельность (или бездеятельность) молодого человека имеет весьма существенное значение для становления и формирования его правосознания, что же касается чисто юридического анализа законодательных актов, регулирующих правосубъектность молодежи, то он выходит за пределы предмета рассматриваемого вопроса. На этот счет имеется обширная литература. С этим во многом связана специфика восприятия молодежью существующих в обществе проблем. Нижняя и верхняя границы молодежного возраста подвижны и зависят, прежде всего, от уровня социально-экономического развития той или иной страны, а также от политических обстоятельств, этнических особенностей, национальных традиций конкретной страны, конкретного общества. В дискуссиях по поводу возрастных границ понятия «молодежь» в различных странах обычно апеллируют к позиции Организации Объединенных Наций, наднациональной и надгосударственной структуры, которая рассматривает границы молодежного возраста в интервале от 15 до 24 лет, полагая, что эти пределы молодежного возраста имеют определяющее значение. Для серьезного обоснования верхней возрастной границы понятия « молодежь» требуются репрезентативные эмпирические данные о возрасте приобретения массой молодых людей устойчивого статуса в сфере профессионально-трудовой, общественно-политической, семейно-бытовой жизнедеятельности и т.п., которые до настоящего времени являются неполными. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|