
Правовые обычаи |
Взаимодействие правового обычая и законаАвтор: Р.С. РыжковскаяОтношение современной юридической науки к правовому обычаю неоднозначно. Обычай является наиболее древним традиционным способом регулирования общественных отношений, значение которого еще далеко не в полной мере оценено современной общественной наукой. Его роль огромна в становлении и развитии закона как специфического регулятора общественных отношений в государственно-организованном обществе. Проблема соотношения правового обычая и закона является предметом исследования ученых разных поколений и правовых школ. Еще римские юристы обращали свое внимание на решение данного вопроса. Так, представители классического римского права признавали обычай источником права, равносильным закону. По их мнению, правовой обычай может даже лишать силы закон, так как он есть привлечение той же народной воли, выразителем которой является закон. В более поздний этап развития римского права существовала следующая формула взаимодействия обычая и закона: «правовой обычай не может отменять закона, в то время как обычай не может действовать вопреки разуму», то есть баланс между взаимодействием правового обычая и закона все более сдвигался в сторону закона [1, с. 18]. Русский исследователь обычного права, П.П. Карасевич придерживался той точки зрения, что обычай является приоритетным источником права по отношению к закону. Он отмечал, что обычное право в отличие от закона ( последний возникает « сознательно, под влиянием рефлексии, мышления») «рождается из требований природы вещей и непосредственного чувства правды». Именно из этого «чувства правды», считает Карасевич, человек вырабатывает более или менее явностные правовые убеждения, понятия и идеи; в этом же чувстве коренится так называемое opinio necessitates, то есть сознание необходимости известного положения, известной нормы, для регулирования жизненных отношений [2, с. 21]. Представители юридического позитивизма придерживаются концепции «доминанты закона» в вопросе соотношения правового обычая и закона. Так, например, Г.Ф. Шершеневич отмечал, что «действие обычного права начинается там, где молчит закон. При совместном существовании положение их неравное – обычное право должно уступить место закону» [3, с. 39]. В настоящее время в процессе жизнедеятельности мы, как и остальные члены общества, вступаем в правоотношения, которые не всегда удачно закрепляются в действующем законодательстве. Подчас эти взаимоотношения остаются за границами внимания правоведов. Тем более что в обществе бытуют такие правоотношения, которые не регламентированы действующим законодательством. В таких условиях мы и видим полезность применения правовых обычаев, которые способны регулировать те отношения, которые выходят за рамки писаного права. Совершенно справедливо утверждение, что обычное право необходимо для пополнения пробелов законодательства. Так, в Гражданском кодексе Республики Беларусь по очередности применения обычаи стоят после гражданского законодательства и договоров. Они применяются при обнаружении в гражданском законодательстве пробела, который не восполняется соглашением сторон; правовой обычай применяется и признается источником права в области регулирования гражданско-правовых отношений, осложненных иностранным элементом (ст. 1093 ГК РБ), содержаться упоминания об учете местных обычаев при обращении в собственность общедоступных для сбора вещей (ст. 222 ГК РБ), о «необходимости соблюдать обычно предъявляемые требования» при исполнении обязательств ( ст. 290, 293 ГК РБ). Тем самым законодатель признает, что возможны отношения вне гражданского права, которым он дает государственную защиту. На сегодняшний день правовой обычай не исчезает, а продолжает действовать рядом с законом. Как бы законодательная власть не была предусмотрительна, всегда существуют отношения, которые потребуют регламентации помимо законодательства. Правовой обычай допускает различные оттенки в применении, в соответствии с особенностями каждого конкретного случая, и этим прекрасно дополняет действие закона. И правовой обычай, и закон являются закономерно необходимыми регуляторами общественных отношений. Именно сочетание этих двух регуляторов, один из которых носит характер внешнего воздействия на среду, другой – внутреннего приводит к формированию сбалансированной правовой системы внутри общества. Список литературы 0. Кипп, Т. История источников римского права / Т. Кипп. – Санкт-Петербург, 1908. – С. 18 – 21. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|