Доступность законодательства |
Доступность законодательства как условие реализации прав и свобод гражданАвтор: И.П. СидорчукНи одно поколение ученых решает задачу совершенствования законодательства. Предлагаются самые различные направления. В научных публикациях речь идет и о форме, и о содержании, и об эффективности, и об актуальности, о согласованности, непротиворечивости, понятности и т.д. правовых норм, да и самого законодательства [ 1]. Все эти предложения имеют одну благую цель – законодательство должно стать таким, чтобы проблемы в правовом регулировании исчезли, а само право и форма его выражения – правовые акты стали универсальными эффективными регуляторами общественных отношений. Бесспорно, что правовая материя призвана служить потребностям общества, каждого его гражданина. Законодательство республики как важнейшая часть национальной правовой системы суверенной Беларуси формируется с начала 90-х годов. За истекший период уполномоченными государственными органами и иными государственными организациями проделана значительная работа по приведению его в обозримую, согласованную, актуальную, адекватно реагирующую на веления времени систему. И если на первоначальных этапах главным вектором правового строительства являлась задача создания правовой базы, обеспечивающей соответствующие направления и необходимые темпы преобразований в экономической, политической, социальной и иных сферах, то сегодня наступил новый этап развития законодательства. Согласно официальной правовой доктрине Национальное собрание должно сосредоточить усилия, прежде всего на том, чтобы сделать действующее законодательство максимально совершенным. В качестве одной из важнейших задач для достижения обозначенной цели выдвигается тезис о доступности закона для каждого [2]. Таким образом, упорядочение законодательства, устранение неясных и нечетких положений в нормативных правовых предписаниях являются не менее важными задачами, чем совершенствование работы с обращениями граждан, оптимизацией структуры и направлений деятельности государственных органов, реализацией принципа «одного окна». Правовые акты должны быть понятны и доступны каждому, в противном случае государство не сможет реализовать свой потенциал и стать «нашим», «работать на нас». И в этом контексте нельзя не привести изречение Гегеля: «Сословие юристов, обладающее особым знанием законов, считает часто это знание своей монополией и полагает, что тому, кто не из их среды, не следует вмешиваться в их дела... Однако также, как не надо быть сапожником, чтобы знать годятся ли башмаки, не надо быть специалистом, чтобы обладать знанием о предметах, представляющих общий интерес. Право касается свободы, самого достойного и священного в человеке, и он сам, поскольку оно для него обязательно, должен знать его» [3]. Процесс совершенствования законодательства не может не подчиняться достижению его доступности. Доступность есть имманентное свойство любого уровня законодательства, вида правового акта, правовой нормы, в частности, и всей системы в целом. Она вытекает из самой сути законодательства. Если нет этого качества у законодательства, то любой правовой акт не может быть никем понят, его применение невозможно. Суть доступности фактически зиждится на философских, социологических, политологических представлениях о праве. Доступность – это совокупность идей, ценностей и представлений о законодательстве, которые обусловлены интересами и устремлениями участников правоотношений, иметь дело с известными ( гласными) правовыми нормами, актуальными, понятными, удобными в применении, согласованными, эффективными. Объявление: Рассмотрим и конкретный пример в подтверждение нашего тезиса о роли доступности законодательства. В Указе Президента Республики Беларусь от 26 марта 1998 г. , № 157 «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь» в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 5 ноября 2002 г. , № 557 объединены нормы 3 1 указа, ранее изданных Главой государства по этим вопросам. В преамбуле Указа определено, что он издан в целях упорядочения государственных праздников, праздничных дней и памятных дат, отмечаемых в Республике Беларусь, обеспечения единых подходов к их установлению и проведению в соответствии с положениями Конституции. Анализируемый акт не только объединил положения ранее действующих актов, но включил и принципиально новые нормы, на основе которых и были систематизированы акты, регулирующие вопросы праздников и праздничных дней. Таким образом, издание только одного кодификационного акта позволило объединить в нем нормы более 40 правовых актов. В данном случае использовалась такая форма совершенствования законодательства как его систематизация, в частности кодификация. Но какую цель преследовал Глава государства, издавая единый акт, упрощая правовое регулирование, делая его понятным, приемлемым, открытым для всех? Думается, ответ однозначен – доступность правового регулирования отношений в данной сфере, доступность самого Указа. Понятно как его содержание, так и найдена приемлемая форма, а в конечном итоге обеспечена обозримость, достигнута простота в применении правовых норм, регулирующих вопросы праздников, праздничных дней и памятных дат. Можно выделить два уровня в оценке этого понятия – представления государства о доступности и представления участников правоотношений об этой категории. Законодательство адресовано всем, как гражданам, так и лицам, имеющим специальные знания в области права. Оно должно быть понятным, гласным, удобным, выраженным в соответствующих формах, представлять ценность для общества. Доступным будет такое законодательство, когда оценки в его доступности со стороны государства и участников правоотношений совпадут. С одной стороны доступность – это ясность и простота языка изложения правовой нормы, нормативного акта в целом, а с другой – система элементов, наличие которых позволяет определить степень соответствия законодательства «правовому закону». Поэтому широкое понимание доступности включает помимо простоты языка правового акта – гласность нормотворческой и правоприменительной деятельности, систематизацию законодательства, официальное толкование актов, разъяснение их содержания, а также все те меры, которые обеспечивают достойное существование права, «легализованного в законодательстве», в общеправовом пространстве. Итак, непрерывное изменение правовой материи, обусловленное необходимостью выполнения достаточно широкого комплекса работ, направленных на создание комфортных, удобных условий жизни для каждого гражданина, воплощение в реальную жизнь важнейшей идеи современного этапа развития Беларуси – «государство для народа», диктует новые задачи в правой сфере. Теперь, когда речь идет о кардинальном улучшении состояния законодательства необходимо на основе достигнутых результатов обеспечить его реальную доступность. Список литературы 1. Василевич, Г.А. Краеугольный камень стабильности / Г.А. Василе- вич // Беларуская думка. – 2007. – № 3. – С. 45 – 51; Тихиня, В.Г. Глобализа ция и правовая система Республики Беларусь: состояние, проблемы, пути взаимодействия / В.Г. Тихиня // Юридиче ский журна л. – 2007. – № 3. – C. 4 – 7; Правовая система России в условиях глобализации и региональной интег рации: теория и практика / отв. ред. С.В. Поленина. – М.: Формула права, 2006. – 558 С. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|