Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Функционирование государственной власти





Функционирование государственной власти

Некоторые аспекты функционирования государственной власти

Автор: С.Е. Чебуранова

Вопросы о роли государства, его статусе представляются особенно актуальными, по существу ключевыми в современном государствоведе-нии. Реформирование экономической, правовой, иных сфер вряд ли будет эффективным, если не задействовать возможности государства. В этой связи важными являются исследования, посвященные проблемам функционирования государственной власти.

Деятельность органов государственной власти осуществляется на правовой основе, ядром которой является основной закон государства ( исключение составляет, например, Великобритания, где писаная конституция отсутствует). Кроме конституции уточнение и развертывание полномочий осуществляется в законах, закрепляющих компетенцию органов и должностных лиц. Если понимать компетенцию в узком смысле слова, то это совокупность полномочий, прав и обязанностей государственного органа, должностного лица.

В условиях глобализации, усложняющихся общественных отношений невозможно предусмотреть и законодательно закрепить все полномочия органов государственной власти. Данные факторы обусловливают появление полномочий, которые не закреплены, но осуществляются органами государственной власти и должностными лицами. В этом случае орган государственной власти действует, выполняя задачи, которые перед ним поставлены. Если проанализировать такие полномочия, то становится ясно, что они конкретно не перечислены в нормативных источниках, но могут осуществляться в рамках закрепленных полномочий, сформулированных в общей форме, например, принятие мер для обеспечения безопасности, для защиты прав граждан и т.п. Вопрос о последующем урегулировании функций государства решают, исходя из следующих соображений: либо внесение изменений в конституцию и законы, которые закрепляют уже сложившуюся практику, либо сохранение стабильности конституции и законодательства. Практика показывает, что имеет место и первое, и второе направление. Таким образом, в случае, если орган или должностное лицо осуществляют полномочия, выходящие за рамки нормативных предписаний, речь идет о дискреционных полномочиях государственной власти.

С точки зрения государственного управления такое положение достаточно выгодно, так как позволяет, не утрачивая конституционные полномочия, в то же время существенно расширить функции государственной власти. В конечном счете, результатом использования таких полномочий является усиление органа государственной власти или должностного лица. Такая практика известна многим государствам [ См., например, 1, с. 89, 107].

Определение понятия « дискреция» (от лат. discretio – решение по своему усмотрению) дается в некоторых словарях [2, с. 24]. Дискреционные полномочия определяются как потенциальные полномочия должностного лица или органа государственной власти, проявляющиеся в силу умолчания закона. Следовательно, деятельность на основе норм и дискреция – две формы осуществления государственной властью своих функций. Правовое регулирование представляет собой возможность применения правовых норм и действия на основании их. Дискреция – это действие государственной власти в силу умолчания закона, т.е. в случае отсутствия правовых норм. Именно благодаря дискреционным полномочиям можно говорить об эффективном государстве, так как в этом случае появляется возможность урегулирования определенных вопросов, интервенция государственной власти в области и сферы, требующие немедленного реагирования. При этом речь не может идти о нарушении норм, так как таковые нормы просто отсутствуют. Отдельный вопрос – это вопрос о соответствии дискреционных полномочий возможностям органов государственной власти.

Объявление:

Особое значение имеет проблема осуществления контроля дискреционных полномочий. В государствах, имеющих давние конституционные традиции, этот вопрос решается, исходя из особенностей закрепления принципа разделения властей, политической и правовой систем, конституционного правосудия и т.д. Такой контроль не может быть прямым, скорее он является опосредованным, в связи с тем, что если полномочия не закреплены, то и контролировать их предусмотренными средствами достаточно сложно. Таким образом, в процессе осуществления государственной власти органы и должностные лица используют различные формы для эффективного регулирования общественных отношений.

Список литературы

0.    Политические институты США: история и современность / В.И.Бо-рисюк, Т.З.Джапаридзе, Н.Г.Зяблюк [ и др.]. – М.: Наука 1988. – 272 с.
0.    Юридическая энциклопедия. – М.: Изд-во М.Ю. Тихомирова, 2000.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >