Культурные права |
От правовой культуры к культурным правамАвтор: Е.А. ШантыреваПраво всегда было и остается частью человеческой культуры. Сегодня право во многом определяет как развитие культуры, так и возможность приобщиться к культурным достижениям – будь то материальной культуры или культуры духовной – для каждого конкретного человека. Тем не менее одним из следствий глубинной связи культуры и права оказывается то, что полноценное участие человека в культурной жизни общества зачастую оказывается попросту невозможно в условиях низкой правовой культуры как самого человека, так и общества в целом. Умение пользоваться своими правами, знание и полноценное приобщение к практике участия в социально-правовом общении каждой личности – важнейшие проблемы, разрешение которых стоит сегодня перед большинством государств. Под правовой культурой принято понимать состояние общественного сознания и социальной практики, сложившееся на основе многократного повторения определенной деятельности, систематического функционирования и взаимодействия различных элементов нормативной системы общества – права, морали, традиции и т.п. Так же, как и собственно культура, правовая культура скорее лежит в сфере оценок «кто мы», нежели того «что мы делаем». Тем не менее важнейшая задача развития правовой культуры общества видится в том, чтобы сформировать социально активную личность, развить в человеке с одной стороны – ответственное отношение к своим правам и обязанностям, с другой стороны – сделать его активным и убежденным проводником законности, борцом за свои права и за содействие выполнению требований закона обязанными лицами. К сожалению, правовой нигилизм, низкий уровень правовой культуры населения как его (правового нигилизма) следствие – закоренелая традиция общества, самым негативным образом отражающаяся и влияющая как на самооценку каждого конкретного человека, его самоуважение, так и, следовательно, социальную активность, культурные потребности личности, осознание возможностей своего развития. Объявление: Распространенность правового нигилизма на все общество в целом, следствием чего является недооценка со стороны законодателя, других компетентных органов и уполномоченных лиц возможностей развития правового регулирования отношений в связи с осуществлением гражданами своих культурных прав, а также в сфере основ формирования культуры населения, культурных его запросов. Так, если разделить правовую культуру на « внутреннюю» как относимую к профессионалам от юриспруденции и «внешнюю» как относимую к более широким социальным группам и слоям общества, то, с одной стороны, в случае существенных различий в представлениях о праве и культуре во «внутренней» и «внешней» правовой культуре можно, казалось бы, ожидать определенного прогресса правовой культуры в целом. Сегодня, в особенности под влиянием глобальных процессов в мире, было бы неправильно связывать правовую культуру исключительно с национальным государством. Повсеместно в мире нарастают явления так называемого « правового плюрализма», роста значения и влияния местного самоуправления и др. Вместе с тем, профессиональная правовая культура, скажем, юристов, специализирующихся в различных сферах (гражданском или уголовном праве), оказывается ближе между различными странами у специалистов-отраслевиков, нежели внутри страны у юристов различной специализации. Безусловно, государство должно предпринимать все возможные меры и решения, способствующие культурному объединению народа, в том числе единой государственно-правовой традицией. В этом процессе особенно важное значение должно быть отдано единой системе общего обязательного образования. Кроме того, существенное внимание должно быть уделено правовому воспитанию и просвещению граждан, вовлечению всех в участие в культурной жизни страны. Важная роль здесь принадлежит средствам массовой информации, нормативной этики сообщества журналистов. Кроме того, активная роль средств массовой информации, их культурно-просветительская деятельность, особая роль в правовом просвещении должна всемерно поддерживаться на всех уровнях и в различных аспектах – начиная с финансирования и заканчивая рыночной конкурентоспособностью журналистского материала по сравнению с иными источниками информации в стране. Функцией правовой культуры в любом государстве является определение направления воздействия правовой культуры на сознание и поведение людей, их коллективов и организаций на все сферы общественной и личной жизни, в которых проявляется ее сущность, социальная и социально-юридическая роль и назначение в механизме правового регулирования общественных отношений. При этом классификация функций правовой культуры может осуществляться по различным критериям: сферам общественной жизни; роли в механизме правового регулирования; значимости этих функций для людей, их коллективов, организаций, общества в целом и др. Крайне важно не упускать из виду, что подобно правосознанию, которое может быть не только индивидуальным, но и групповым и даже массовым, правовая культура большинства государств мира отнюдь не однородна. Это может быть чревато внутригосударственными социально-культурными конфликтами разной этиологии, прежде всего, межнациональными, межэтническими и межконфессиональными. В отношении претворения в жизнь идеи прав человека сегодня крайне важно помнить о различии между собственно правами человека и политическими соображениями государств по этому поводу. В условиях же глобализации особую остроту приобретает проблема универсального участия государств в основных договорах по правам человека: Конвенции о правах ребенка, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и др. К сожалению, даже такой « проводник демократии», как США не участвует в перечисленных конвенциях, а в отношении других сделали очень серьезные оговорки. То же относится ко многим другим современным государствам. С этой точки зрения проблема движения к реальным гарантиям прав человека в мире существенно осложняется и затрудняется. Между тем активно проводится идея о том, что англо-американская модель, характеризующаяся, в частности, тем, что в ней право намного теснее связано с экономикой, нежели с государством, все более наделяется престижем и связывается идеей о том, что современный тип правовой культуры должен быть связан и формироваться исключительно в связи с этим подходом. Список литературы 1. Боботов, С.В. Правовая социализация индивида / С.В. Боботов. – М., 1987. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|