
Обеспечение международной безопасности |
Формирование современного договорно-правового механизма обеспечения международной безопасностиАвтор: А.С. ШустНаблюдаемый рост конфликтности в международных отношениях сопровождается рядом изменений межгосударственной системы. Специалисты указывают на происходящее перераспределение властных полномочий с национального на глобальный уровень, транснационализацию элит и появление новых субъектов власти, деформализацию власти, расширенное применение неформальных процедур принятия решения и заключение устных, консенсусных договоренностей вместо полноценных международных договоров [ 1]. В этих условиях для национальных государств и других субъектов современного международного права представляется важным укрепить систему многосторонних международных соглашений. В ситуации, когда ООН рассматривается прежде всего как объект реформирования и лишь потом – как субъект мирового политического процесса, способный по крайней мере в минимальной степени обеспечить защиту интересов государств мира, необходимо предпринимать согласованные многосторонние действия, направленные на стабилизацию международно-правовой системы. В противном случае создается положение, при котором несвязанность отдельных государств международными обязательствами позволяет определенным элитным группам в этих государствах легально реализовывать совместные проекты в пользу их партнеров – соответствующих элитных групп в государствах, принявших на себя такие обязательства. Формирование современного эффективного договорно-правового механизма обеспечения международной безопасности требует учета интересов всех государств мира, согласования их интересов. Развитие комплекса многосторонних международных договоров является, на наш взгляд, основным средством обеспечения интересов государств мира в сфере безопасности. Требуется отработка механизмов обеспечения безопасности от угроз, источниками которых являются не только государства, но и иные социальные общности: криминальные, террористические, экстремистские группы. В предстоящие годы влияние таких групп на состояние безопасности в мире будет возрастать. Растет потребность в защите человечества от угроз техногенного характера и прочих проявлений человеческого фактора. Защищать глобальные инфраструктуры и экономику, влияющие на жизнь сотен миллионов людей на всех континентах, необходимо не только от некомпетентных исполнителей, но и от политиков, бюрократии [3]. Общемировым явлением стала неадекватность действий политических элит, которая выражается в « существенном ухудшении принимаемых современными элитами решений – политических, экономических, административно-управленческих» [4]. Сдерживание этих разрушительных процессов станет одной из основных задач формируемого договорно-правового механизма обеспечения международной безопасности, наряду с традиционной задачей предотвращения конфликтов международного и немеждународного характера. Полицентрический характер новой архитектуры международной безопасности может ослабить эффективность принимаемых мировым сообществом мер, но является исторически обоснованным и востребованным человечеством. Пространство для односторонних действий в такой чувствительной сфере как международная безопасность объективно сокращается по мере развития политических, экономических, культурных связей между государствами. Необходимо строго соблюдать основные принципы международного права и добиваться их соблюдения от других участников межгосударственной системы. Нарушение принципов, будь то игнорирование, избирательное применение или противопоставление одних принципов другим создает возможность злоупотребления правом, препятствует применению правовых средств упреждения и разрешения конфликтов. При разработке международных документов следует способствовать формулированию однозначного, практически реализуемого отношения государств к фактам неисполнения отдельными участниками межгосударственной системы своих международно-правовых обязательств. Такое последовательное ответственное поведение государств в их международных отношениях сопряженное с целенаправленными усилиями по развитию договорной базы в отношении важнейших проблем современности позволит сформировать эффективный договорно-правовой механизм обеспечения международной безопасности. Список литературы 1. Неклесса, А. Управляемый хаос: Движение к нестандартной системе мировых отношений / А.И. Неклесса // Мировая экономика и международные отношения. – 2002. – № 9. – С. 103. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|