Воспитание студентов юридического факультета |
Правовое воспитание студентов юридического факультетаАвтор: Д.С. ЯстребВ правовом воспитании как составной части воспитания человека нуждаются все категории граждан. Не являются в этом отношении исключением и будущие юристы – студенты юридических факультетов. Более того, им надлежит быть активными проводниками права, участвовать в правовом воспитании граждан, распространении правовых знаний среди населения и быть при этом образцом точного и неукоснительного исполнения всех правовых норм. С них граждане будут брать пример честности, неподкупности, добросовестного служения Родине и своему народу. Словосочетание « правовое воспитание» производно от термина « право». В связи с этим попытаемся сформулировать определение права. Право – это претендующий на всеобщность и общеобязательность универсальный социальный институт нормативного регулирования общественных отношений в целях разумного устройства общества путем определения меры свобод, прав, обязанностей и запретов. Иными словами, право – это форма меры свободы, прав и обязанностей. Именно право определяет меру дозволения, свободы, то есть что можно и нужно делать в данной конкретной ситуации и чего нельзя делать, дабы не причинить вреда физическим и юридическим лицам, общественным или государственным интересам. Что особенно важно, право содержит нормы-санкции, применяемые в отношении правонарушителей. Оно основано на принципах добра, гуманизма, справедливости. Что же касается правового воспитания, это основанная на принципах педагогики целенаправленная систематическая деятельность государства, его органов, общественных организаций, трудовых коллективов, отдельных должностных лиц и граждан по передаче юридического опыта от одного поколения другому, формирование и повышение уровня правосознания и правовой культуры населения, а также формирование у граждан позитивного отношения к праву, правосудию, законности, правопорядку. Иными словами, под правовым воспитанием понимается целенаправленное и систематическое влияние на сознание, психологию людей ( в нашем случае на студентов факультета) с целью формирования у них глубоких и устойчивых правовых представлений, убеждений и чувств, привития им высокой правовой культуры, навыков и привычек активного правомерного поведения везде и всегда, при любых обстоятельствах. Правовое воспитание, как и другие виды воспитания ( патриотического, интеллектуального, экологического, эстетического, нравственного, физического и др.), способствует формированию цельной, гармоничной развитой личности, сознательно соблюдающей как правовые, так и моральные (нравственные) нормы. Правовое воспитание рассматривается как одно из направлений реализации идеологической функции государства. Положительный опыт правового воспитания был наработан в Советском Союзе. Правовое воспитание в тот период истории осуществлялось планомерно, целенаправленно. Основными формами правового воспитания являлись пропаганда права, правовая учеба, индивидуально-воспитательная работа (наставничество, шефство, обсуждение разного рода проступков на собрании трудового, учебного или иного коллектива, комсомольском или партийном собрании). Объявление: Эти и другие позитивные формы правового воспитания со сменой общественной формации были забыты. С одобрения властей и попустительства общественности наши средства массовой информации сделали героями жуликов, бандитов, террористов, проституток. В обществе культивируется насилие, стяжательство, алчность, язык и нормы криминала, пренебрежение к честному труду, то есть антикультура и антимораль. СМИ занимаются не правовым воспитанием, а пропагандой образа жизни криминальных организаций, авторитетов криминального мира, мошенников, смакованием «громких» убийств, хищений, провоцируя тем самым граждан на противоправные, аморальные поступки. Вместе с тем с приходом капитализма подавляющее большинство населения утеряли первичные права, которые характеризуют качество жизни: право на личную безопасность для себя и родных, гарантированное право на труд, на оплачиваемый отдых, на бесплатное медицинское обеспечение и образование, на социально защищенную старость. Все это и многое другое из мира негативного ведет к росту правонарушений, ослаблению правопорядка в целом в стране и в ее регионах. Для изменения ситуации к лучшему необходима переориентация деятельности СМИ на воспитание духовности, морали, поднятия престижности труда, честности и чести, что соответствовало бы национальной традиции воспитания и способствовало бы формированию в обществе духовной предпосылки борьбы с преступностью, уменьшению правонарушений. – воспитания у будущих юристов уважения к закону, необходимости неуклонного исполнения всех его норм, нетерпимости к любым нарушениям закона, кем бы они не были совершены, ущемлению прав и свобод человека и гражданина; – получения студентами прочных знаний национального и международного законодательства, структуры законодательства, понимание его социальной роли, выполняемой в настоящее время; – своевременного информирования студентов о динамике развития законодательства, тенденциях его развития, пробелах имеющихся в законах и возможных путях их устранения; – ознакомления студентов со складывающейся практикой исполнения законодательства в стране и ее регионах, имеющихся трудностях в этом процессе и путях их устранения; – доведения до студентов информации о типичных нарушениях законов и лицах их совершаемых, обстоятельствах, способствующих их совершению ( причинах и условиях), причинах невысокого правосознания у большинства белорусов; – использования в процессе обучения студентов положительных примеров точного и неукоснительного исполнения законов отдельными лицами. Таких примеров, достойных подражанию, хотя и мало, но, к счастью, они еще имеют место быть; – формирование гражданской зрелости у будущих юристов, высокой общественной активности, твердых моральных убеждений, честности, принципиальности, скромности, высокого интеллектуального уровня, бережного отношения к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина, ответственности за судьбу людей и порученное дело, неприятия вредных привычек и антиобщественного поведения, осознание общественной значимости профессии юриста. Повышению правосознания студентов юристов способствуют: – во-первых, приглашения для проведения занятий, бесед, участия в научных конференциях и « круглых столах» ветеранов правоохранительных служб, известных практиков и ученых, отличающихся принципиальностью и честностью; – во-вторых, участие студентов в научных конференциях, подготовке ими научных докладов на правовые темы и выступление с ними, а также участие студентов в конкурсах научных работ по правовой тематике; – в-третьих, организованное посещение студентами с преподавателями музеев, например, криминалистических, правоохранительных органов, ознакомление с экспонатами, рассказывающими о героических делах юристов и организация встреч с лучшими практическими работниками; – в-четвертых, совершенствование наглядной агитации на факультете в части информирования студентов о развитии белорусского законодательства и пропаганды точного и неукоснительного исполнения законов. Мы в конспективной краткой форме перечислили лишь некоторые направления осуществления правового воспитания будущих юристов. Эта тема заслуживает более обстоятельного исследования. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|