Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Правовое регулирование финансовой основы





Правовое регулирование финансовой основы

Правовое регулирование финансовой основы деятельности органов местного управления и самоуправления

Автор: В.П. Горбачев, В.В. Колесников

В современный период проблема правового регулирования финансовой деятельности органов местного управления и самоуправления приобретает особое значение. Идет процесс реорганизации управления на местах, что предполагает расширение полномочий местных органов и разграничение компетенции между высшими и местными органами. Субъекты местного управления и самоуправления приобрели право и возможность вступать в отношения, в том числе и финансовые с другими субъектами. Государство предоставляет гарантии самостоятельности местным сообществам. Оно берет на себя обязательство по обеспечению материальных и финансовых условий для развития местного управления и самоуправления. Эффективность деятельности местных органов определяется, в первую очередь, материальными и финансовыми ресурсами, имеющимися в их распоряжении. 

Одним из способов обеспечения самостоятельности местных органов, их нормального развития, является механизм правового регулирования, который позволяет, с одной стороны, создать местным органам возможность сформировать свою собственную финансовую систему, а с другой, – сохраняет единый механизм управления финансовыми ресурсами в рамках всего государства. Развитие науки муниципального права в Республике Беларусь непосредственно связана с развитием местного самоуправления, как формы реализации принципа народовластия. При этом, в правовой науке не сложилось единого отношения к муниципальному праву. Оно не относится к числу основных отраслей права. Это, в большей степени, производное образование, возникшее в результате развития системы местных органов и законодательства о них. В рамках данной отрасли складывается определенная совокупность правовых институтов, к числу которых можно отнести и институт финансовой основы местного управления и самоуправления. Данный институт произведен от институтов основных отраслей права, в частности, финансового права, регулирующего своими нормами финансовую систему государства. Выделение института финансовой основы местного управления и самоуправления следует проводить по уровню регулируемых общественных отношений. В финансовом праве правовые институты, действующие в рамках финансовой системы, регулируют отношения, складывающиеся в сфере финансов на уровне государства и его органов, а в муниципальном праве – на уровне местных органов управления и самоуправления. Предметом муниципального права являются общественные отношения, которые возникают в процессе организации и деятельности местного управления и самоуправления. Институт финансовой основы объединяет нормы, регулирующие порядок мобилизации и использования средств местных бюджетов, внебюджетных фондов, финансовых ресурсов органов территориального общественного самоуправления. Финансовые отношения одновременно составляют и предмет финансового права, в связи с чем возникает необходимость отграничения отношений в сфере местного управления и самоуправления, относящихся к предмету муниципального права, от финансовых отношений, входящих в предмет финансового права. В финансовые отношения вступают различные субъекты по поводу финансовых ресурсов, относящихся к различным формам собственности. Вместе с тем, не все финансовые отношения относятся к предмету финансового права. Согласно сложившейся концепции, предметом финансового права являются те финансовые отношения, которые формируются в процессе финансовой деятельности государства, прежде всего, в процессе осуществления им функций планомерного образования, распределения и использования денежных фондов в целях выполнения задач, стоящих перед государством. Финансовая деятельность органов местного управления и самоуправления не совпадает с финансовой деятельностью государства, не является его и финансовая деятельность отдельных физических лиц, общественных объединений и иных негосударственных организаций. В Российской Федерации средства местного бюджета и муниципальные внебюджетные фонды не входят в состав государственной собственности и составляют финансовые ресурсы, относящиеся к муниципальной собственности. Согласно российскому законодательству муниципальная собственность – самостоятельный вид собственности признается и защищается государством. Здесь органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью самостоятельно. Государство не обладает полномочиями собственника по отношению к муниципальной собственности так же, как и по отношению к частной. В Республике Беларусь в качестве собственности административно-территориальных образований выступает коммунальная собственность, которая, в свою очередь, является частью государственной или собственностью государства, переданной в распоряжение органам местного управления и самоуправления для решения вопросов местного значения. Действующее законодательство для характеристики возможностей местных органов использует понятие «местные финансы», под которыми понимается определенная совокупность денежных средств, формируемых и используемых именно для решения вопросов местной жизни. Они отличаются от государственных как по способу образования, так и по субъекту управления. Полномочия собственника в отношении местных финансов осуществляются органами местного управления и самоуправления или населением непосредственно от имени административно-территориального образования. Органы местного управления и местного самоуправления, органы территориального общественного самоуправления и население административно-территориальных образований – это субъекты муниципального права, обладающие правом заниматься финансовой деятельностью. Данная специфика субъектов финансовой деятельности ( данные субъекты не являются субъектами финансового права) на уровне территорий также свидетельствует об отделении муниципально-правовых отношений от финансово-правовых. Существуют как материальные, так и процессуальные различия при осуществлении финансовой деятельности в муниципальном и финансовом праве, в частности, в бюджетном процессе. Местные представительные, исполнительные и распорядительные органы самостоятельно разрабатывают положение о местном бюджетном процессе и фактически сами реализуют бюджетные полномочия на всех уровнях местной бюджетной системы. Можно проводить различия и по источникам финансового и муниципального права. Нормы финансового права содержатся в законах и иных нормативно-правовых актах органов государственной власти, а нормы муниципального права являются зачастую продуктом локального нормотворчества. Следовательно, отношения по поводу образования, распределения и использования местных финансов не входят в предмет финансового права. Тем не менее, государственное регулирование финансовой деятельности органов местного управления и самоуправления также имеет место и в значительной степени. Государство посредством права регулирует различные сферы общественной жизни, создает законодательную базу для различных и многочисленных субъектов правоотношений. Отношения, возникающие в рамках государственного регулирования, относятся к различным отраслям права, что определяется предметом правового регулирования. Учитывая комплексный характер муниципального права, следует признать, что ряд отношений в сфере финансов и финансовой деятельности не являются предметом финансового права, а относятся к муниципальному. Таким образом, финансовая основа местного управления и самоуправления может рассматриваться как институт муниципального права, который представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих порядок и процедуру образования, распределения и использования местных денежных средств.

Объявление:


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >