Конституционно-правовое регулирование равноправия |
Конституционно-правовое регулирование принципа равноправия в республике беларусь и зарубежных странахАвтор: Е.Ф. ИвашкевичОдним из ведущих конституционных принципов государства, декларирующего себя как демократическое правовое и социальное государство, является принцип равноправия во всех его проявлениях. Главное юридическое средство, гарантирующее равноправие, – запрет любой дискриминации. Так, в Соединенном Королевстве Великобритании действуют многочисленные акты, запрещающие дискриминацию в различных сферах и по различным мотивам: в зависимости от расы, пола, религиозной принадлежности и т.д. В этой связи следует упомянуть прежде всего Акт о расовых отношениях 1976 г. и Акт о сексуальной дискриминации 1975 г. Первый из упомянутых актов расовой признает дискриминацию по признакам цвета кожи, расы, национальности, этнического происхождения. Закон запрещает как прямую, так и косвенную расовую дискриминацию, распространяясь на сферу трудовых отношений, социального обеспечения, образования, обеспечения жильем, торговли, рекламы и услуг. Органом, призванным устранить расовую дискриминацию, является комиссия по расовому равенству, члены которой (от 8 до 15) назначаются государственным секретарем внутренних дел. Основной его задачей является оказание правовой помощи лицу, пострадавшему от дискриминации в виде оформления документов для обращения в суд, юридической консультации, представительства интересов пострадавшего в суде. Поскольку факт дискриминации, особенно косвенной, установить весьма сложно, при рассмотрении дел о расовой дискриминации в сфере трудовых отношений суд или трибунал исходят из презумпции виновности работодателя в соответствии с Актом о профсоюзах и отношениях в промышленности 1974 г. В 2000 г. в Акт о расовых отношениях 1976 г. были внесены поправки об особых гарантиях против расовой дискриминации органами полиции, расследования преступлений, национальной безопасности. Недопустимость расовой и религиозной дискриминации провозглашена Актами об общественном порядке 1986 г. , Актом о преступности и беспорядках 1998 г. и некоторыми другими, устанавливающими уголовную ответственность за разжигание религиозной и расовой ненависти. В США принцип равноправия является основой личной свободы и вытекает из смысла ст. IV (разд. 2) Конституции и XIV поправки к ней, устанавливающих право граждан любого штата на льготы и привилегии граждан другого штата, недопустимость законодательной и правоприменительной практики, нарушающей такие привилегии, а также «равную защиту закона», так как с самого начала региональный принцип равноправия имел первостепенное значение в США. В XIX в., а особенно в ХХ в. громко зазвучала проблема гарантированности прав этнических меньшинств. С этой целью Акт о реорганизации индейских поселений 1934 г. впервые признал за индейцами право на самоуправление, которое было существенно расширено Актом о самоопределении индейцев и помощи их просвещению 1975 г. Традиционно остра в США была проблема дискриминации афроамериканцев. Несмотря на все законодательные меры, до сих пор детская смертность у чернокожих американцев вдвое выше, чем у белых, а средняя продолжительность жизни на 6 лет ниже, чем евроамериканцев. Помимо этнического, законодательство особо запрещает дискриминацию таких групп населения, как инвалиды ( Акт об инвалидах 1990 г.), женщины, лица старшего возраста. Так, в 1967 г. Акт о дискриминации по возрасту запретил увольнять по причине старости лиц, не достигших 65 лет, в 1978 г. этот возрастной порог был повышен до 70 лет, а в 1986 г. вообще устранен. Судебная практика занимает позицию недопустимости дискриминации по признаку пола. Например, в октябре 1996 г. Верховный Суд США обязал администрацию Военного института штата Виргиния отменить запрет на прием женщин, расценив его как антиконституционный. Преамбула Конституции Франции 1946 г. провозгласила солидарность и равенство всех французов в несении повинностей, обусловленных национальными бедствиями, а также гарантировала всем равный доступ к публичной службе, равноправие граждан метрополии и французских заморских владений в пользовании провозглашенными правами и свободами. Широко конституционно сформулирован принцип равноправия в Основном законе ФРГ, гд е в ст. 3 декларируется равенство всех людей перед законом, запрет наносить ущерб или получать преимущества вследствие своего пола, происхождения, расы, языка, родины и места рождения, вероисповедания, религиозных или политических взглядов, инвалидности ( последнее положение включено в Основной закон в 1994 г.). Статья 33 гласит о равенстве каждого немца в любой земле, а ч. 5 ст. 6 закрепляет положение, согласно которому внебрачным детям законодательство должно обеспечивать такие же условия для их физического и духовного развития и положения в обществе, как и детям, рожденным в браке. Особого внимания заслуживает принятый в 2001 г. Закон о проведении в жизнь равного положения женщин и мужчин. Отдельная статья равноправию мужчины и женщины в семейной, политической, социальной и экономической жизни посвящена ст. 33 Конституции Польши, гарантиями которого служат равные права на образование, занятость и продвижение, на одинаковое вознаграждение за труд одинаковой ценности, социальное обеспечение, занятие должностей, выполнение функций, получение публичных отличий и наград. Успехи и просчеты правового опыта зарубежных стран учитываются при проведении государственной национальной политики в Республике Беларусь. Кроме международных соглашений и положений, в стране действует 20 законодательных актов, прямо или косвенно регулирующих данную сферу жизни общества. Статьями 14, 15, 22, 23, 36, 50 Конституции Республики Беларусь предусмотрено, что государство регулирует отношения между социальными, национальными и другими общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов; государство ответственно за сохранение историко-культурного и духовного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих в Республике Беларусь; каждый имеет право сохранять свою национальную принадлежность, равно как никто не может быть принужден к определению и указанию национальной принадлежности; оскорбление национального достоинства преследуется согласно закону. Государство гарантирует в соответствии с законом свободу выбора языка воспитания и обучения, право на создание своих национальных культурных обществ, быть избранными в органы государственной власти, на исповедание любой религии, совершение национальных и ритуальных обрядов на родном языке; на печать и распространение информации на родном языке; на установление культурных связей с соотечественниками за пределами Республики Беларусь. Провозгласив права и свободы граждан высшей целью государства (ст. 21), Конституция Республики Беларусь выделяет основные права на жизнь, ее достойный уровень, на свободу, неприкосновенность и достоинство личности, на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь, неприкосновенность жилища, свободу вероисповедания, мнений, убеждений, собраний, митингов, объединений ( ст. 21, 24, 28, 29 – 31, 33 – 36). Гражданам Республики Беларусь гарантируются равные права на труд, отдых (ст. 41 – 43), право собственности, на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, на социальное обеспечение на жилище, на образование, на участие в культурной жизни и т.д. (ст. 44 – 51). Необходимо иметь в виду, что реализация конституционных принципов возможна лишь на прочной экономической, политической, социальной, правовой и духовной основе. Список литературы 1. Конституции зарубежных государств. Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский Союз, Соединенные Штаты Америки, Япония, Индия. – 5-е изд. – М.: Волтерс Клувер, 2006.Объявление: |
< Предыдущая | Следующая > |
---|