Административная ответственность руководителя организации за последствия, связанные с производственно-хозяйственными рискамиАвтор: АЛ. Кебец, О.Н. ШупицкаяРазвитие правовых отношений в сфере финансово-хозяйственной деятельности и, соответственно, изменение законодательства об административных правонарушениях, позволяет выделить специфическую группу норм права, предусматривающих административную ответственность за деяния, влекущие последствия, связанные с производственно-хозяйственными рисками.
По нашему мнению к правонарушениям, влекущим ответственность руководителей субъектов предпринимательской деятельности за деяния, связанные с рисками в производственно-хозяйственной деятельности, относятся следующие составы правонарушений:
– часть 1 статьи 11.23 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях ( КоАП) – нарушение должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем установленного порядка исполнения договоров банковского вклада ( депозита), страхования, договоров заключаемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг, предусматривающих привлечение денежных средств граждан;
– часть 2 статьи 11.23 КоАП – неисполнение должностными лицами или индивидуальными предпринимателями обязательств перед гражданами в сроки, предусмотренные договорами, указанными в части первой настоящей статьи, либо невозврат им денежных средств, если в этих деяниях нет состава преступления;
– часть вторая статьи 12.10 КоАП – неисполнение должностными лицами юридического лица или индивидуальными предпринимателями обязательств перед гражданами по договорам на приобретение, строительство, реконструкцию жилых помещений в сроки, предусмотренные указанными договорами, либо невозврат им денежных средств, если в этих деяниях нет состава преступления;
– подпункт 1.2 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 15 августа 2005 года, № 373 «О некоторых вопросах заключения договоров и исполнения обязательств на территории Республики Беларусь» – неисполнение или ненадлежащее исполнение руководителем организации либо индивидуальным предпринимателем установленных законодательством ограничений осуществления мены и прекращения обязательств;
– статья 11.37 КоАП – необеспечение должностным лицом или индивидуальным предпринимателем при реализации внешнеторговых договоров своевременного поступления денежных средств от экспорта товаров (работ, услуг) либо поступления товаров (выполнения работ, оказания услуг) по импорту;
– подпункт 2.6 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 16 января 2002 года, № 40 «О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений» – необеспечение при реализации внешнеторговых договоров своевременного поступления денежных средств от экспорта товаров (работ, услуг) либо поступления товаров (выполнения работ, оказания услуг) по импорту ( до 1 марта 2007 г.);
– подпункт 2.13 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 16 января 2002 года, № 40 – неисполнение или ненадлежащее исполнение кредитополучателями обязательств по возврату банковских кредитов и уплате процентов в установленные кредитным договором сроки;
– подпункт 2.14 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 16 января 2002 года, № 40 – неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору поручительства, гарантии по возврату банковских кредитов ( за исключением гарантии Правительства Республики Беларусь);
– часть 2 статьи 12.17 КоАП – реализация товаров с истекшими сроками годности, хранения, реализации.
Совершение указанных правонарушений, как показывает правоприменительная практика контролирующих органов, связано непосредственно с виновными действиями и бездействиями руководителей субъектов предпринимательской деятельности.
Для установленных в ходе проверок правонарушений, предусмотренных статьей 11.37 КоАП и подпунктом 2.6 пунктом 2 Указа Президента Республики Беларусь от 16 января 2002 года, № 40 (до 1 марта 2007 года), характерными являются следующие причины:
– работа с недобросовестными нерезидентами ( фирмами « однодневками», с неблагополучными репутацией и финансовым состоянием, из оффшорных зон);
– непринятие руководителями организаций предусмотренных законодательством и контрактами мер по обеспечению исполнения обязательств.
Характерными причинами совершения правонарушений, предусмотренных подпунктами 2.13 и 2.14 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 16 января 2002 года, № 40, являются:
– предоставление кредитов субъектам хозяйствования с тяжелым финансовым положением (сельскохозяйственным предприятиям на выплату заработной платы и т.п.);
– неполное зачисление выручки на расчетные счета;
– прекращение денежных обязательств неденежными формами их прекращения ( перевод долга, зачет взаимных требований и т.п.).
Для правонарушений, предусмотренных частью второй статьи 12.17 КоАП, в рассматриваемом аспекте характерны:
– отсутствие контроля за сроками годности, хранения, реализации товаров;
– приобретение товаров со сроками годности, хранения, реализации и в объемах затрудняющих возможность их своевременной продажи потребителям.
В целях совершенствования правового регулирования вопросов ответственности руководителей субъектов предпринимательской деятельности за последствия, связанные с производственно-хозяйственными рисками, целесообразно часть в т о р у ю ст атьи 12.17 КоАП изложить в новой редакции: «Приобретение, реализация и иное использование в предпринимательской деятельности товаров с истекшими сроками годности, хранения, реализации».
Принятие новой редакции данной нормы необходимо, в связи с тем, что в ряде случаев отсутствует сам факт реализации товара с истекшими сроками годности, хранения, реализации, но такой товар есть в наличии и велика вероятность его дальнейшего использования субъектами хозяйствования на иные цели: собственное потребление, производственная переработка, оптовая торговля и т.д.
В этой связи имеет смысл также законодательно закрепить запрет оптовой торговли товарами с истекшими сроками годности, хранения, реализации. |