Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Принцип установления налога





Принцип установления налога

Принцип установления налога законом – основополагающий принцип налогового законодательства

Автор: А.А. Пилипенко

Одним из основополагающих принципов налогового законодательства практически всех стран является принцип установления налога законом. Еще в дореволюционных источниках указывалось, что налог должен быть установлен законодательным, а не административным путем [5, с. 203]. В борьбе за право вводить новые налоги или отказаться от них образовался английский парламент и возникла свобода английского народа [4, с. 61]. П.М. Годме объясняет необходимость законной формы налога его принудительностью и тем, что налог является нарушением свободы и права собственности налогоплательщика [2, с. 365]. «Налоговая повинность предполагает законодательную основу, так как представляет собой посягательство на свободу налогоплательщика» [3, с. 126].

Рассматриваемый правовой принцип имеет глубокие исторические корни. Так, в Великобритании еще в Билле о правах 1689 г. было провозглашено незаконным взимание налогов и сборов или их исполнение без согласия парламента. Борьба за право вводить новые налоги – это стержень, вокруг которого в странах складывались гражданские права, развивался парламентаризм. Представительные органы в Европе возникли из союзов, образованных для защиты от произвольных податей, и создавались в основном для решения вопросов о вводе налогов на какое-либо время и с определенной целью.

Принцип установления налога законом, развивающий более общий принцип разделения властей, означает, что налог не может быть установлен, изменен или отменен иначе как законом. Этот правовой принцип прямо закрепляется в тексте большинства конституций государств ( некоторые авторы считают целесообразным регламентирование отношений по установлению и введению налогов и сборов одновременно двумя отраслями законодательства: конституционным законодательством и законодательством о налогах и сборах [ 1, с. 136]): «Никакие личные повинности или имущественное обложение не могут быть установлены иначе как на основании закона» (ст. 23 Конституции Италии); «Население подлежит обложению налогами в соответствии с законом» (ст. 30 Конституции Японии); «Любые налоги, за исключением установленных законом, запрещены» (ч. 3 ст. 58 Конституции Молдовы); «Г о -сударственные налоги устанавливаются законом, который должен содержать предписания о принципах налогообложения и уровне налогов, а также о прав о в о й защите на логоплательщиков» (ст. 81 Конституции Финляндии). При всем разнообразии подходов приведенные формулировки вполне отвечают задачам реального разграничения компетенции властей в налоговой сфере, в результате чего в этих странах налоговое законодательство, как правило, представлено актами представительных органов власти.

Основной Закон Российской Федерации определяет, что каждый должен платить законно установленные налоги. Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 11 ноября 1997 г., № 16-П «По делу о проверке конституционности статьи 111 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. «О государственной границе Российской Федерации» в редакции от 19 июля 1997 года» отметил, что конституционное требование об установлении налогов и сборов только и исключительно в законодательном порядке представляет собой один из принципов правового демократического государства и имеет своей целью гарантировать, в частности, права и законные интересы налогоплательщиков от произвола и несанкционированного вмешательства исполнительной власти.

П. 1 ст. 2 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь также предусматривает, что каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком. Однако понятия «законно установленные» и «установленные законом» не являются равнозначными. Понятие « законно установленный» означает, что налог должен быть установлен юридически надлежащим образом в соответствии с законодательством, а «установленный законом» налог предполагает его юридическое провозглашение законодательным органом. На важность данного разграничения в свое время обращал внимание Конституционный Суд Российской Федерации. Несмотря на то что в ст. 57 Конституции Российской Федерации речь идет об уплате законно установленных налогов, Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 1 марта 1997 г. , № 5-П « По делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации» отметил следующее: «законно установленными могут считаться только налоги, которые вводятся законодательными органами субъектов Российской Федерации в соответствии с общими принципами налогообложения и сборов, определенными федеральным законом».

В связи с вышеизложенным предлагаем внести изменения и дополнения в пункт 1 статьи 2 Общей части На логового кодекса Ре спублики Беларусь, изложив ее в следующей редакции: «Каждое лицо обязано уплачивать установленные законом налоги, сборы ( пошлины), по которым это лицо признается налогоплательщиком». Установление налога законом ( т.е. органом законодательной власти), по нашему мнению, должно распространяться как на установление налога в целом, так и на установление его отдельных элементов.

Список литературы

Винницкий, Д.В. Субъекты налогового права / Д.В. Винницкий. – М.: НОРМА, 2000. – 192 с.
Годме, П.М. Финансовое право / П.И. Годме; пер. с фр. – М.: Прогресс, 1978. – 429 с.
Конституционное право Германии: в 2 т. / отв. ред. Б.Н. Топорнин. – М.: Ро с . акад. наук, 1994. – Т. 2. – 320 с.
Кулишер, И.М. Очерки финансовой науки / И.М. Кулишер. – Пг.: Наука и школа, 1919. – 320 с.
Янжул, И.И. Основные начала финансовой науки. Учение о государственных доходах / И.И. Янжул. – СПб.: Тип. М. Стасюлевича, 1904. – 498 с.

 
< Предыдущая   Следующая >