Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Законодательство о свободе совести





Законодательство о свободе совести

Законодательство республики Беларусь о свободе совести: формирование, становление, развитие

Автор: Л.Е. Земляков, К.В. Прояненков

Законодательство о свободе совести ( в более узком понимании « религиозное законодательство») как отрасль законодательства включает в себя нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения, возникающие в религиозной сфере общества, а также участие иных физических и юридических лиц в религиозной деятельности.

В настоящее время как в Республике Беларусь, так и в ряде других зарубежных стран, сформировалась система отраслевого законодательства о религии, носящая комплексный характер, представляющая собой определенный массив правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в религиозной сфере. Вместе с тем, отношения, складывающиеся в религиозной сфере, весьма многообразны и в этой сфере используются методы правового регулирования различных отраслей права.

Следует отметить, что религиозная сфера на протяжении долгого времени была лишена отраслевого кодификационного акта. Лишь в 1992 году появился Закон Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях» замененный в 2002 году Законом Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях».

В обоих случаях законодатель не пошел дальше принятия лишь базового отраслевого закона. Все это еще раз подчеркивает место религиозного законодательства в системе права Республики Беларусь. Принятие базового отраслевого закона вместо всеобъемлющего религиозного кодекса говорит о комплексном характере отрасли религиозного права, поскольку кодекс является внешним проявлением базового характера отрасли права. Еще одной причиной появления базового отраслевого закона вместо религиозного кодекса можно считать сложность нормативного комплекса, регламентирующего общественные отношения в религиозной сфере.

Однако, как показывает анализ, в ныне действующем законе немало неконкретных норм и положений, не несущих регулятивных функций. Требует совершенствования понятийный аппарат Закона.

Объявление:

В настоящее время развитие современного законодательства в религиозной сфере происходит за счет принятия подзаконных актов. Это вызвано с одной стороны несовершенством базового отраслевого законодательства о свободе совести, с другой – сложностью структуры религиозной сферы современного белорусского общества.

Дело в том, что религиозная сфера общества автономна. Она развивается по своим специфическим, имманентно присущим ей законам, регулируется вероучением, каноническими установлениями и нормами конкретных религий и конфессий и представляет собой исключительно внутреннее дело религиозных организаций и интимную сферу внутренних убеждений и переживаний их последователей – верующих людей.

В обозначенной сфере общественной жизни, в каждой конкретной религиозной ситуации государство и религиозные организации выступают в качестве партнеров , взаимодействующих ст рого в рамках законодательных норм [ 1]. Поэтому на первый план выходят согласование интересов и регулирование деятельности религиозных организаций и других субъектов религиозной ситуации на основе действующего закона, контроль за соблюдением всеми субъектами норм закона и зарегистрированных собственных уставов.

Следует отметить, что совокупность субъектов государственного управления, структурированных в органах по взаимодействию с религиозными организациями, с большой натяжкой можно характеризовать как систему. В ней в неразвитом, ущербном виде присутствуют такие признаки социальной системы, в нашем случае государства, как координация и иерархия ( субординация). Система государственного регулирования сферой религиозной жизни децентрализована. Нет согласованных действий различных органов власти, что приводит к ведомственности и местничеству в государственном регулировании религиозной жизнью, следствием чего, в свою очередь, является преобладание узких профессионально-функциональных интересов, неадекватность реакций в сложных ситуациях, в которые вовлечены другие органы государственного управления, отсутствие целостной единой политики в данной сфере.

Это заметно и на примере Уполномоченного по делам религий и национальностей [3], выполняющего функции органа государственного управления. Анализ задач и функций Уполномоченного по делам религий и национальностей, обнаруживает, что этот институт не имеет того объема административных и исполнительных полномочий, которыми обычно наделен республиканский орган исполнительной власти.

У института Уполномоченного по делам религий и национальностей имеются проблемы по использованию форм и методов государственного регулирования. Правотворческая деятельность используется им недостаточно эффективно, о чем свидетельствует значительное количество пробелов в законодательстве о свободе совести и религиозных организациях.

Формы исполнительно-распорядительной деятельности также далеки от совершенства или оптимальности. Недостаточно и, скорее, поверхностно используется форма контроля, так как непроработаны механизмы его реализации. Особенно это заметно в области экономической, трудовой деятельности, защиты прав и свобод человека внутри религиозных организаций от злоупотребления религиозностью человека, при контроле за использованием пожертвований.

Все эти проблемы оказывают значительное влияние на политико-правовой процесс, ориентированный на религиозную сферу жизни общества. В результате чего политико-правовой процесс как совокупность последовательных действий для достижения поставленных конституционно-правовых целей в религиозной области имеет такие характеристики, как отсутствие единой, целостной, оптимально организованной системы соответствующих действий, их несогласованность, слабая координация и субординация, замедленность или невозможность прохождения регулирующего воздействия на процесс, вследствие чего некоторые отношения в названном процессе приобретают черты стихийности и неуправляемости.

На наш взгляд, это позволяет говорить о том, что фактическое отсутствие в системе государственного управления Республики Беларусь функции координации действий органов управления власти, ориентированных на регулирование государственно-конфессиональными и общественно-религиозными отношениями, привело к тому, что соответствующий политико-правовой процесс характеризуется рассогласованностью некоторых из составляющих его отношений, их дублированием, нарушением субординации, трудностью прохождения регулирующего воздействия и обратной связи, проблемами в урегулировании подобных отношений и другими негативными чертами. Для устранения или ослабления интенсивности этих характеристик, на наш взгляд, необходимо в системе государственной власти возродить в соответствие с ныне действующим Законом Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь “О свободе вероисповеданий и религиозных организациях”». Закон Республики Беларусь от 3 1 октября 2002 г. [2] орган государственного управления по делам религий, наделенный соответствующими властными функциями и полномочиями по государственному регулированию государственно-конфессиональных и общественно-религиозных отношений.

Список литературы

Конституция Республики Беларусь 1994 года ( с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск.: Амалфея, 2005. – 48 с.
О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях». Закон Республики Беларусь от 3 1 октября 2002 г. // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2002. – № 123. – 2/886.
Об утверждении Положения об Уполномоченном по делам религий и национальностей и его аппарате: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 15 июля 2006 г. , № 891 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2002. – № 5 1. – 2/451.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >