Уровень пенсионного обеспечения |
К вопросу о правовом механизме формирования уровня пенсионного обеспеченияАвтор: А.Г. АвдейУровень пенсионного обеспечения – категория, непосредственно связанная с оплатой по труду, с ней сравнимая, и ею, в конечном счете, определяемая. Без сравнения пенсии с заработком нельзя говорить об уровне пенсионного обеспечения, нельзя ответить на вопрос – является он высоким или низким. Следует отметить, что это относится только к трудовым пенсиям. Размеры социальных пенсий должны, на наш взгляд, устанавливаться исходя из экономических возможностей государства, но не ниже физиологического минимума. Труд определяет не только право на трудовую пенсию, но и конкретную ее величину. Как и в какой степени трудовая деятельность отражается в пенсии и ее величине – это уже конкретный аспект проблемы. В данном случае речь идет о принципе, он проявляется в том, что пенсия соизмеряется, как правило, с размером оплаты труда и составляет в то же время значительную ее часть. Через заработок в размере пенсии в пределах минимальных и максимальных ее пределов должна быть выражена дифференциация в оплате труда, которая проводится по таким основаниям, как сложность и ответственность, условия труда, отрасль хозяйствования и другим. Заработная плата является основой, формирующей уровень удовлетворения потребностей человека, который складывается в течение длительного отрезка времени. Именно заработная плата, как основной источник дохода трудоспособного гражданина, формирует образ жизни, а одной из целей пенсионного обеспечения должна стать гарантированность обеспечения такого же или близкого к нему уровня доходов. Введение социальных пенсий явилось важным гуманистическим актом общества по отношению к тем ее членам, которые по различным причинам не внесли вклад в формирование фондов взаимной поддержки. Объявление: Что касается размера социальных пенсий, т.е. пенсионного обеспечения тех, кто не имел дохода, формирующего уровень их жизни, то решение этой проблемы полностью зависит от экономических возможностей государства, которое вправе законодательно закрепить уровень пенсионного обеспечения с учетом имеющихся финансовых ресурсов независимо от сложившегося уровня жизни самого пенсионера. Размер социальной пенсии не должен быть ниже физиологического минимума, заданного и поддерживаемого самим государством. Только таким образом государство может обеспечить своим гражданам право на достойную жизнь. Действующая пенсионная система обеспечивает тесную зависимость между трудовым вкладом работника и размером его пенсии, а также заинтересовывает работника в формировании пенсионного бюджета. Это стало возможным после повсеместного внедрения индивидуального (персонифицированного) учета в пенсионном страховании. Законодательно был закреплен один из важнейших страховых принципов пенсионной системы – исчисление пенсии из того дохода, который был использован при формировании финансовой базы этой системы, то есть из тех видов денежных выплат, на которые начисляются страховые взносы. Пенсионное страхование – это наиболее адекватный и необходимый путь развития отечественного пенсионного обеспечения. К положительным моментам пенсионной системы, построенной на принципах социального страхования, относится то, что используется наиболее совершенный институт социальной защиты человека, который выработало человечество в виде коллективных форм защиты. В нем гармонично сочетаются интересы и ответственность трех социальных субъектов: работников – нанимателей – государства. Вопрос при этом состоит в том, в каких пропорциях определить долю их ответственности. Разные пропорции – разные модели социальной защиты: Бисмарка, Бевериджа, скандинавская. Республике Беларусь необходимо выработать свою национальную модель социального страхования. Реализация важнейших конституционных прав граждан и, прежде всего, права на достойный жизненный уровень, возможна только при условии законодательного закрепления научно обоснованных социальных нормативов и их гарантированности каждому. В связи с этим глубокой научной проработки требуют вопросы обоснования социальных гарантий как элементов системы распределительных отношений в обществе. Мировой опыт свидетельствует о том, что построение национальной пенсионной системы возможно только при тщательно выверенной концепции социальной политики, учитывая все многообразие социальной, экономической жизни и традиций страны. В основе выбора той или иной модели пенсионной системы лежат оформленные юридические правовые институты, отражающие установки широких народных масс на социальную справедливость, солидарную помощь, самоответственность индивида, место и роль государства в этой системе. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|