Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Социальное обслуживание





Социальное обслуживание

Правоотношения по социальному обслуживанию

Автор: В.Н. Агиевец

Право является тем основополагающим базисом, на котором строятся все системы государственного и общественного устройства, механизмы реализации прав и исполнения обязанностей. Особо пристальное внимание к Республике Беларусь со стороны мирового сообщества заставляет все системы государственного и общественного устройства действовать в едином ключе, разрабатывать и адаптировать к белорусским условиям правовые нормы и механизмы их реализации, которые проверены практикой мирового сообщества. 

Граждане, вступая во взаимодействие между собой, формируя определенные органы и организации, выбирая те либо иные направления деятельности, не всегда имеют нормативно установленный алгоритм поведения и, как итог этого – то, что нужно было сделать еще вчера, законодателю приходится делать сегодня или завтра. Однако это реальность, с которой необходимо считаться, и поэтому следует согласиться с Р.И. Ивановой и В.А. Тарасовой в том, что «общественные отношения как социальное явление – это результат человеческой деятельности и в то же время предпосылка человеческого существования» [1]. Особое значение общественные отношения приобретают тогда, когда результаты человеческой деятельности проецируются, оказывают воздействие на всех и каждого из членов общества, а под предпосылкой существования понимается жизнь во всех ее проявлениях, особенности, которой не могут быть заранее известны никому, и применительно к социальному обслуживанию выражаться в возникновении « трудных жизненных обстоятельств». Поэтому, ко гд а « трудная жизненная ситуация» становится частью человеческой жизни, чрезвычайно важно, чтобы отношения, возникающие в связи с этой ситуацией, были урегулированы нормами права, отвечающего современным требованиям, ибо, только будучи урегулированы нормами права, эти отношения приобретают цивилизованный характер, характер правоотношений.

 В юридической энциклопедии правоотношение определяется как « урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных прав и обязанностей» [2, с. 345]. С.С. Алексеев считает, что «правоотношения есть ничто иное как возникающая на основе норм права индивидуализированная общественная связь между лицами, характеризующаяся наличием субъективных юридических прав и обязанностей и поддерживаемая (гарантируемая) принудительной силой государства» [3].Социальное обслуживание представляет собой не только четко выраженную общественную потребность, но и нормативное правовое закрепление этой потребности. Так, например, в статье 47 Конституции указывается, что гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом. Государство проявляет особую заботу о ветеранах войны и труда, а также о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов. При этом статьей 59 Конституции Ре с-публики Беларусь предусмотрено, что государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности. Эти органы и лица несут ответственность за действия, нарушающие права и свободы личности. Закон Республики Беларусь «О социальном обслуживании» не только конкретизирует конституционные нормы, закрепленные в Конституции, но и наделяет определенными правами и обязанностями участников правоотношений по социальному обслуживанию. В Законе Республики Беларусь «О социальном обслуживании» определены основные термины, понятийный аппарат, который используется участниками правоотношений при возникновении у них соответствующих прав и обязанностей, принципы на которых строятся взаимоотношения участников правоотношений, минимальные стандарты в области социального обслуживания, основания и виды предоставляемых социальных услуг, полномочия республиканских и местных органов государственного управления в области социального обслуживания, договорной и внедоговорной порядок оказания социальных услуг. Субъектами правоотношений по социальному обслуживанию являются: граждане и семьи, государственные организации и учреждения, юридические и физические лица, осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность.

Однако наличие самого по себе закона, любого другого нормативного правового акта, пусть даже самого совершенного, далеко недостаточно для возникновения правоотношений. Заметный вклад в исследование данного вопроса внесла Р.О. Халфина. В своей работе « Общее учение о правоотношении» она утверждает, что для возникновения правоотношений необходимы как общие, так и частные предпосылки [4]. В то же время С.Ф. Кече-кьян считает, что правоотношение – это «норма права в действии, в осуществлении, результат действия норм права» [5]. Применительно к правоотношениям, возникающим в сфере социального обслуживания в качестве общих предпосылок возникновения таких правоотношений можно считать нормы права, устанавливающие право граждан на социальное обслуживание, предусмотренное законодательством. А также наличие у граждан Республики Беларусь общей отраслевой правоспособности и дееспособности. В Республике Беларусь все граждане со дня своего рождения являются носителями права на социальное обслуживание. Однако из этого не вытекает, что гражданин имеет право на конкретные виды социального обслуживания. Правоспособность дает лишь юридическую возможность обладать этим правом. Право на конкретный вид социального обслуживания гражданин может реализовать только при наличии юридического факта. И.В. Гущин считает, что « отраслевая правоспособность создает лишь юридическую возможность, ...юридический факт или их совокупность превращают эту возможность в субъективное право и служат частной предпосылкой возникновения правоотношений в зависимости от вида социального обеспечения» [6]. Что касается дееспособности, то это – практическая реализация субъектом правоотношений конкретного вида социального обслуживания ( получение временного места пребывания в социальных приютах, получение материальной помощи в денежной и натуральной форме, получение социального обслуживания на дому и т.д.).
Таким образом, социальное обслуживание граждан Республики Беларусь как вид социального обеспечения, как правовой институт переживает стадию активного развития, внедряются новые организационно-правовые формы социального обслуживания, новые виды услуг и поэтому важно, чтобы те общественные отношения, которые складываются в сфере социального обслуживания, были нормативно урегулированы, а также отвечали основополагающим постулатам правоотношений как таковых.

Список литературы

Объявление:

Иванова, Р.И. Предмет и метод советского права социального обеспечения / Р.И. Иванова, В.А. Тарасова. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.
Тихомирова, Л.В. Юридическая энциклопедия / Л.В. Тихомирова, М.Ю. Тихомиров; под ред. М.Ю. Тихомирова. – М.: Юринформцентр, 1999.
Алексеев, С.С. Общая теория социалистического права / С.С. Алексеев. – М.: Юрид. лит., 1971.
Халфина, Р.О. Общее учение о правоотношении / Р.О. Халфина. – М.: Юрид. лит., 1974.
Кечекьян, С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе / С.Ф. Кечекьян. – М.: МГУ, 1958.
Гущин, И.В. Право социального обеспечения / И.В. Гущин, Л.Г. Березовская, С.В. Агиевец; под общ. ред. И.В. Гущина. – Минск: Амалфея, 2002.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >