Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Соотношение трудового и экологического законодательства





Соотношение трудового и экологического законодательства

Соотношение трудового и экологического законодательства республики беларусь

Автор: Т.В. Врублевская

Любой отрасли права в большей или меньшей степени характерна системность, структуризация законодательства. Отрасли права подразделяются на частноправовые и публично-правовые, основные и комплексные [2, с. 270].

Цель исследования заключается в проведении соотношения трудового и экологического законодательства Республики Беларусь, и выявлении преимуществ и недостатков этих законодательств.

Во-первых, экологическое законодательство отличается от трудового тем, что оно относится к публично-правовой, комплексной отрасли права. Поскольку экологическое законодательство регулирует отношения государства, его органов с гражданами и организациями. Нормы связаны с общими интересами всех членов общества. Государство является носителем властных полномочий и требует от других субъектов экологических правоотношений соблюдения действующего законодательства. Государство имеет исключительное право собственности на отдельные объекты природы. На государство возложена обязанность по обеспечению прав граждан на безопасную окружающую среду. В то время как трудовое законодательство регулирует частноправовые интересы нанимателя и работника.

Следует отметить, что как для трудового, так и для экологического законодательства конституционные нормы являются основой развития и совершенствования. Конституция имеет высшую юридическую силу. Все нормативно-правовые акты, изданные на территории Республики Беларусь, должны соответствовать и не противоречить конституционным принципам. Согласно Конституции ( ст. 9) «территория является естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния...» [1]. Эта конституционная норма юридически обеспечивает приоритет экологических интересов народа в месте жительства, а также определяет территорию не только как объект использования, но и как основу его жизнедеятельности. В Конституции закреплено (ст. 13), что «недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства»[1]. Кроме того, статья 46 Конституции гласит «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права»[1]. Конституционно закреплено жизненно важное право граждан – право на труд. В основе этого права лежит свобода выбора профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также право на здоровье и безопасные условия труда. Конституция закрепила ряд других социально-экономических прав граждан в области трудовых отношений.

Таким образом, можно отметить невидимую связь трудового и экологического законодательства. Эта связь заключается в основных целях, закрепленных в Конституции Республики Беларусь: здоровая полноценная нация, осуществляющая жизнедеятельность в благоприятных условиях.

Далее в источниках экологического и трудового права существуют определенные различия, обусловленные особенностями отраслей права. Так экологическое право – это комплексная отрасль, а трудовое право – самостоятельная отрасль [2, c. 272]. Поэтому основные положения трудового законодательства закреплены в Трудовом кодексе, в то время как экологические правоотношения регулируются четырьмя кодексами: земельным, водным, лесным и кодексом о недрах. Безусловно, в такой ситуации преимущества имеет трудовое законодательство, объединив правовые нормы в юридически и логически цельный, внутренне согласованный акт. В экологическом же праве такое количество кодексов обусловлено отсутствием четкого единого предмета и метода регулирования правоотношений. Кроме того, существует деление экологического права на природоресурсовое и природоохранительное. Далее по иерархии нормативных актов идут законы, декреты и указы Президента. Здесь хотелось бы отметить, что законы в экологическом законодательстве играют более значимую роль. Они шире и точнее определяют задачи и цели экологического законодательства. Так За-ко н « Об охране окружающей среды» 1992 года содержит основы развития экологического права с учетом политических, экологических, экономических и социальных условий развития общества на современном этапе. Этот закон определяет основные задачи всей природоохранительной деятельности. В трудовом законодательстве законы призваны совершенствовать его путем обеспечения формирования и регулирования товарно-денежных отношений. В трудовом законодательстве часто применяются правовые нормы декретов и указов Президента, которые корректируют трудовую деятельность и профессиональные взаимоотношения между нанимателем и работником. Особенно широкое распространение имеют нормы, регламентирующие правовые отношения между нанимателем и работником на контрактной основе.

Объявление:

Следующими источниками права являются постановления Совета Министров, которые характерны как для экологического, так и для трудового законодательства. Как правило, постановления Правительства издаются на основе и во исполнение законов, декретов и указов в целях их конкретизации. Но они содержат и новые нормы права, не противоречащие законам, указам и декретам. Необходимо отметить, что в трудовом законодательстве выделяют соглашения, как вид нормативно-правовых актов. Они заключаются на республиканском, отраслевом и местном уровнях. Здесь определены положения об оплате труда, условиях и охране труда, режиме труда и отдыха. Как в экологическом, так и в трудовом законодательстве важную роль в единообразном применении законодательства играют постановления министерств и ведомств. Ведомственные нормативные акты в области экологии подразделяются на две группы: акты межведомственного и акты внутриведомственного значения. В отличие от трудовых внутриведомственных актов, экологические межведомственные и внутриведомственные акты имеют общеобязательную юридическую силу для всех граждан. В трудовом законодательстве отдельно выделяют локальные нормативные акты, которые действуют в рамках одной или нескольких организаций. От локальных нормативных актов следует отличать акты применения, которые имеют разовый характер и направлены на конкретный адресат. Так это, например, приказ об увольнении или переводе работника.

В заключении можно сделать следующие выводы:

Отличие: Трудовое законодательство принадлежит к частноправовым отраслям права, экологическое законодательство к публично-правовым отраслям.
Отличие: Трудовое законодательство – самостоятельная отрасль права, имеющая предмет и метод регулирования, определенную иерархию нормативно-правовых актов, основные положения которой закреплены в Трудовом кодексе. Экологическое законодательство представляет собой систему отраслей права, чем обусловлено наличие четырех кодексов и значительный удельный вес законов.

Сходство: Трудовое и экологическое законодательство посредством Конституции стремятся к единой цели – создание благоприятных условий жизнедеятельности человека. Основным положениям конституции не должно противоречить специальное законодательство отраслей права.

Особенности: В трудовом законодательстве количество нормативных актов трудового законодательства превышает количество правовых актов экологического законодательства, так к ним относят соглашения, локальные акты ( правила внутреннего трудового распорядка, уставы, коллективный договор и другие), акты применения(приказ нанимателя об увольнении, о переводе работника).

5. Трудности: в экологическом законодательстве отсутствует правовая база, регламентирующая применение и развитие многих эффективных инструментов управления природоохранной деятельностью. А в трудовом законодательстве возникли трудности в применении нормативных актов из-за их большого количества.

Список литературы

Конституция Республики Беларусь 1994 го д а ( с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г.). – 2-е изд. – Минск: Амалфея, 2001. – 48 с.
Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права: учебник / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; под общ. ред. В.А. Ку -чинского. – М.: Изд-во деловой и учебной литературы, 2004. – 640 с.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >