Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Объекты права граждан





Объекты права граждан

Объекты права граждан республики Беларусь на социальное обеспечение

Автор: А.И. Гущин

В юридической литературе понятие и содержание объекта права граждан Республики Беларусь на социальное обеспечение не раскрывалось. Однако еще в середине 1970-х годов С.С.Алексеев в книге « Вопросы общей теории советского права» опубликовал статью «Об объекте права и правоотношения» [1, c. 285-290], в которой впервые в юридической литературе сделал попытку раскрыть понятие объекта права и объекта правоотношения. При этом, он поставил знак равенства между объектом права и объектом конкретного правоотношения. 

Представляется такой подход правильным. В юридической литературе вопрос об объекте правоотношений высказано две точки зрения. По мнению одних авторов, объектом правовых отношений могут быть лишь действия обязанных субъектов [2, c. 29], по мнению других, не только действия обязанных субъектов в конкретных правоотношениях, но и вещи: и другие материальные и нематериальные блага [3, c. 77]. Имеется и третья точка зрения, в соответствии с которой объекты правоотношений могут иметь как имущественный, так и неимущественный характер [4, c. 456]. Это значит, что многие авторы полагали, что объектами правовых отношений могут выступать помимо вещей и личные блага гражданина – его здоровье, свобода, честь и достоинство, также продукты духовного творчества, о чем подробно изложено в работах М.П.Карпуши-на [5, c. 128].

Мы полагаем, что объектом воздействия в правовых отношениях выступают сознание и воля его субъектов, поскольку само правоотношение представляет собой связь воли сторон, в которой воздействие государства проявляется на сознание и волю, взаимодействующих субъектов этих правоотношений. Мы также полагаем, что объекты права граждан на конкретные виды социального обеспечения совпадают с объектами конкретных правоотношений, возникающих по соответствующим видам социального обеспечения. Поскольку статья 47 Конституции Республики Беларусь гарантирует гражданам Республики Беларусь право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни и инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и др. случаях, предусмотренных законом, а также особую заботу о ветеранах войны и труда, а также о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов, постольку объектами гарантированного государствам права выступают такие виды социального обеспечения как пенсии, пособия, услуги, льготы, натуральные материальные блага, являющиеся видами социального обеспечения. Гарантируя гражданам Республики Беларусь право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения, наше государство создает равные условия, доступные для всех граждан, для медицинского лечения и обслуживания, для развития физической культуры и спорта, мерами по оздоровлению окружающей среды, возможностью пользования оздоровительными учреждениями и совершенствованием охраны труда работников на производстве. Поэтому соответствующие виды социального обеспечения, виды медицинского и санаторно-курортного лечения и обслуживания, не только выступают объектами права граждан в социальном обеспечении, но и объектами соответствующих правоотношений.

Поскольку субъективное право граждан на соответствующий вид социального обеспечения есть по существу мера возможного поведения, характеризующая правовое положение лица, постольку можно вести речь об объектах субъективного права в смысле предмета его воздействия. Однако следует иметь в виду, что предмет воздействия не всегда может выступать объектом субъективного права, так как объект субъективного права – это во всех случаях внешний предмет по отношению к субъекту, но отнюдь не всегда предмет, на который оказывается какое-либо воздействие. В свое время О.С.Иоффе подчеркивал, что « при определении объекта правоотношений следует исходить из общефилософского понимания объекта как внешнего, противостоящего субъекту предмета, на который направляется сознание и деятельность субъекта» [1, c. 285].

Поэтому объектом права граждан на соответствующие виды социального обеспечения как и объектом соответствующих правоотношений, является то, на что направлено субъективное право граждан и правовая обязанность органов, осуществляющих социальное обеспечение. С философской точки зрения, все явления внешнего мира могут быть объектами, так как они как предметы противостоят субъектам, сознание и деятельность которых направлены на этот предмет. Такими явлениями внешнего мира и являются вещи, люди, духовные блага, все социально-экономические права граждан, их свобода и т.д., за исключением самого гражданина как субъекта права. Под объектами субъективного права, а равно и правоотношений, мы понимаем предметы внешнего мира, с которыми наше государство, принимая определенные нормы права и устанавливая посредством их и закрепляя за гражданами основные права и свободы, связывает правовое положение граждан как членов общества. Поэтому объектами права и объектами правоотношений по конкретным видам социального обеспечения выступает не поведение граждан, реализующих свои права и осуществляющих свои обязанности, а те внешние предметы – пенсии, пособия, услуги, льготы и натуральные материальные блага и другие. Они выступают объектами субъективного права конкретных граждан на соответствующие виды социального обеспечения.

Объявление:

Поэтому мы не можем согласиться со О.В.Смирновым, который полагал, что объектом трудового правоотношения является не сама работа по конкретной должности, специальности и профессии, а деятельность нанимателя по предоставлению работы работнику в соответствии с его профессией, специальностью и квалификацией [6, c. 26]. Признав объектом права на труд деятельность нанимателя по предоставлению работнику работы в соответствии с его профессией, специальностью и квалификацией, а не саму работу, то следовало бы прийти к выводу, что в ст. 41 Конституции Республики Беларусь гарантировалось бы гражданам не право на труд, как наиболее достойный способ самоутверждения человека, не право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также право на здоровые и безопасные условия труда, а деятельность нанимателя по предоставлению такой работы и созданию на рабочих местах здоровых и безопасных условий труда. Если бы указанное мнение О.В.Смирнова применить к праву граждан на соответствующие виды социального обеспечения, то из этого выходило бы, что ст. 45 и ст. 47 Конституции Республики Беларусь закрепляли бы и гарантировали бы право граждан не на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения, не право граждан на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в др. случаях, предусмотренных законом, а право органов социальной защиты предоставлять или отказывать гражданам в назначении и выплате пенсий, пособий, предоставлении услуг и льгот и натуральных видов социального обеспечения, а также право оказывать нуждающимся бесплатное медицинское лечение и обслуживание в государственных учреждениях здравоохранения. Это явилось бы абсурдом. Сегодня всем гражданам не только предоставляется право на соответствующие виды социального обеспечения, но оно и гарантируется государством. В случае нарушения прав граждан в сфере социального обеспечения, они имеют право обжаловать незаконные действия органов социального обеспечения в несудебном и судебном порядках. Так, в соответствии со ст. 9 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2007 г., № 239-3 «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» установлено, что граждане и их законные представители вправе обратиться в суд за защитой права на социальные льготы, установленные настоящим законом, если органы, предоставляющие эти льготы гражданам нарушают их право на них. Известно, что правоотношения, возникшие по поводу конкретных видов социального обеспечения как волевое общественное отношение, регламентирует фактическое поведение определенных субъектов: с одной стороны, граждан – обладателей субъективного права на данный вид социального обеспечения, а с другой – должностных лиц органов, осуществляющих социальное обеспечение и участвующих в этом правоотношении. В нем субъективное право гражданина, а также его сознание и воля направлены на получение в свое владение, пользование и распоряжение определенной денежной суммы или иных благ и услуг из соответствующих фондов социальной защиты, предусмотренных на цели социального обеспечения. Именно на это направлена и правовая обязанность должностных лиц органов, осуществляющих социальное обеспечение. Следовательно, реализация гражданами Республики Беларусь субъективного права на данный вид социального обеспечения, в конкретных правоотношениях и исполнение обязанностей органами, осуществляющими социальное обеспечение, связаны с передачей соответствующих сумм из фондов социальной защиты в личную собственность граждан и членов их семей определенной денежной суммы как выплаты алиментарного характера или оказание услуг, предоставление льгот и натуральных материальных благ в порядке социальной алиментации, именно конкретной денежной суммы – как размер пенсии или пособия или соответствующие услуги или льготы, натуральные материальные блага, поскольку по их поводу и возникло соответствующее правоотношение. Именно они и являются объектами субъективного права конкретных граждан и объектами соответствующих правоотношений. У граждан в соответствии со спецификой юридических фактов может возникнуть субъективное право на конкретные виды социального обеспечения: на пенсии по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, на персональные пенсии, на соответствующие виды пособий, на протезирование, на содержание и социальное обслуживание в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, на санаторно-курортное лечение, на медицинское лечение и обслуживание, на воспитание и содержание детей в детских дошкольных и внешкольных учреждениях. Граждане, реализуя свое субъективное право на конкретные виды социального обеспечения в правоотношениях, получают в качестве объектов в одних случаях – денежные выплаты, в других – бесплатное или льготное санаторно-курортное лечение, бесплатное медицинское лечение и обслуживание, в третьих – они будут содержаться за счет средств государства в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, обеспечиваться средствами передвижения для инвалидов, воспитывать и содержать своих детей за счет общества. Это значит, что для различных субъективных прав граждан на конкретные виды социального обеспечения, возникают и различные виды правоотношений, следовательно, будут различны и их объекты. В свое время В.С.Андреев правильно заметил, что « при анализе отдельных видов правоотношений... вопрос об объектах правоотношений настолько неотделим от характеристики правоотношений, что находит отражение и в терминологии, где для разграничения одних видов правоотношений от других в названии делается указание на объект: «пенсионное правоотношение», «правоотношение по поводу пособия по временной нетрудоспособности» и т.д.» [7, c. 88]. Пенсии, пособия, протезирование, социальное обслуживание граждан в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, медицинское санаторно-курортное лечение и обслуживание, услуги и льготы, материальные блага становятся объектами права граждан на социальное обеспечение, а, следовательно и объектами правоотношений не сами по себе, а потому, что между гражданами как субъектами права и правоотношений и органами, осуществляющими социальное обеспечение, в связи с ними и по поводу складываются определенные общественные отношения. Эти отношения, урегулированные нормами права социального обеспечения, предоставляют возможность престарелым и нетрудоспособным членам общества и их семьям получить периодические, ежемесячные и разовые денежные выплаты – пенсии, пособия и другие блага и услуги, льготы и натуральные материальные блага – для удовлетворения своих личных материальных и культурных потребностей. Именно соответствующие виды пенсий, пособий, услуг, льгот и материальных благ выступают не только объектами права граждан на социальное обеспечение, но и объектами правоотношений, в которых это право реализуется.

Список литературы

Алексеев, С.С. Об объекте права и правоотношения / С.С. Алексеев // Вопросы общей теории советского права. – Свердловск, 1964. – С. 285 – 290.
Иоффе, О.С. Вопросы теории права / О.С. Иоффе, М.Д. Шаргород-ский. – М., 1961. – С. 29.
Процевский, А.И. Метод правового регулирования трудовых отношений / А.И. Процевский. – М., 1972. – С. 77.
Денисов, А.И. Теория государства и права / А.И. Денисов. – М., 1948. – С. 456.
Карпушин, М.П. Социалистическое трудовое правоотношение / М.П. Карпушин. – М., 1958. – С. 128.
Смирнов, О.В. природа и сущность права на труд в СССР / О.В. Смирнов. – М., 1964. – С. 26.
Андреев, В.С. Социальное обеспечение в СССР. Правовые вопросы / В.С. Андреев. – М., 1971. – С. 88.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >