Правовое регулирование рабочего времени |
Особенности в правовом регулировании рабочего времени педагогических работников вузовАвтор: Е.А. ЛазарчукВ планировании и рациональной организации труда педагогических работников вузов существенная роль отводится регулированию рабочего времени. Согласно ст. 43 Конституции Республики Беларусь и ст. 112 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) общая продолжительность рабочей недели составляет 40 часов. Одновременно ч. 5 ст. 11 4 ТК допускает возможность установить сокращенную продолжительность рабочего времени для отдельных категорий работников. Поэтому целью исследования будет выявление особенностей в правовом регулировании рабочего времени педагогических работников вузов, которые проявляются: а) в установлении сокращенного рабочего дня; В научной литературе сложился неоднозначный подход по вопросу определения рабочего времени педагогических работников вузов. Например, Л.Я. Гинцбург считал, что для указанных работников установлен ненормированный рабочий день [1, с. 59]. Ряд авторов (Е.И. Войленко, А.А. Асеева и др.) высказывали мнение, что рабочий день педагогических работников вузов наоборот представляет собой нормированный и сокращенный рабочий день [2, с. 133; 3, с. 103]. С последним мнением следует согласиться по следующим обстоятельствам: во-первых, согласно Постановлению Министерства образования Республики Беларусь от 06.07.2001 г. , № 41 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени и норм педагогической ( преподавательской) работы на ставку отдельным категориям педагогических работников» для них установлена сокращенная продолжительность рабочего времени – 36 часов в неделю, т.е. 6-часовой рабочий день. Во-вторых, даже если такие работники в отдельные дни работают более шести часов, то в другие – менее шести часов, а в целом – не более 6 часов в день. Работники же с ненормированным рабочим днем (ректоры, проректоры вузов и т.д.) систематически перерабатывают установленный для них рабочий день, а в другие дни они также обязаны работать полный рабочий день, не сокращая его. Дополнительно следует учитывать положения ст. 118, 289 и др. ТК, предусматривающих особые случаи, когда наниматель вправе или обязан установить неполный рабочий день или неполную рабочую неделю (при работе по совместительству, инвалидам и др.). Такое условие обязательно отражается в контракте педагогического работника вуза как при приеме на работу, так и в процессе трудовой деятельности путем внесения в контракт соответствующих изменений. Рабочее время педагогических работников вуза тесно связано с процессом планирования работы на учебный год, ведь для каждого работника распределение рабочего времени осуществляется именно в течение этого календарного периода. Учитывать ежедневную фактическую нагрузку почти невозможно, а изменять подход к проведению учета рабочего времени нецелесообразно. Конкретные нормы времени в виде определенного объема работы зафиксированы в индивидуальном плане работы преподавателя. Согласно п. 1 ст. 33 Закона Республики Беларусь « О высшем образовании» объем учебно-воспитательной, научной и методической деятельности для работников, занимающих должности профессорско-преподавательского состава, устанавливается ежегодно высшим учебным заведением. Так, в БГСХА ежегодная нагрузка составляет 960 часов. Если по каким-либо причинам за год происходит превышение ее более чем на 100 часов, то педагогическому работнику вуза согласно заключенному Коллективному договору производятся дополнительные доплаты, а если менее, то нет. Видимо, такой подход не совсем оправдан и полагаем, что необходимо закрепить на законодательном (а не на локальном) уровне размер и порядок выплат в указанном случае. Объявление: Кроме отмеченного выше, недостатком является также возможность вуза уменьшать рекомендованные Министерством образования Республики Беларусь Примерные нормы времени для расчета объема учебной работы и основных видов учебно-методической, научно-исследовательской и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом вузов. Это приводит к неоправданному занижению выполняемой педагогическим работником нагрузки и необходимости включения дополнительных видов работ. Более того, в указанные Примерные нормы включены далеко не все осуществляемые и необходимые виды учебной работы. Например, предварительная защита дипломных работ, чтение лекций для подготовки к государственным экзаменам, индивидуальные формы работы студентов под руководством преподавателей и т.д. В заключение отметим, что институт рабочего времени педагогических работников вузов является одним из ключевых в системе их трудовых правоотношений. Существующие в этом институте недостатки не позволяют достаточно эффективно регулировать рабочее время указанных работников, и поэтому одной из важных задач в сфере правового регулирования этого института видится его дальнейшее совершенствование на законодательном и локальном уровнях. Список литературы Гинцбург, Л.Я. Улучшение условий труда рабочих и служащих: правовые вопросы / Л.Я. Гинцбург. – М.: Изд-во Академии Наук СССР, 1963. – 180 с. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|