Трудовой арбитраж по законодательству |
Трудовой арбитраж по законодательству Беларуси, России, Украины, Казахстана: сравнительные характеристикиАвтор: М.В. НовицкаяТрудовой арбитраж, как и примирительная комиссия и посредник, является временным органом, создаваемым для урегулирования конкретного коллективного трудового спора. Законодательство государств СНГ возлагает обязанности по формированию трудового арбитража, как правило, на стороны коллективного трудового спора. По Трудовому кодексу РФ ( ст. 404) участие в создании арбитража принимает также Служба по урегулированию коллективных трудовых споров, а по ТК Республики Казахстан ( ст. 293) – с участием членов республиканской, отраслевой или региональной комиссий по регулированию социально-трудовых отношений. Количественный состав трудового арбитража в странах СНГ различен. Так, по законодательству РБ трудовой арбитраж создается в составе одного или нескольких трудовых арбитров, в зависимости от масштаба и сложности спора. ТК РФ в отличие от ранее действовавшего Федерального закона «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», который устанавливал состав трудового арбитража в количестве 3 человек, ограничений численного состава трудового арбитража не предусматривает. В соответствии со ст. 293 ТК Республики Казахстан трудовой арбитраж должен состоять не менее чем из пяти человек. В отличие от Трудовых кодексов Российский Федерации, Республики Казахстан и Закона Украины белорусский законодатель предусмотрел не только количественный, но и персональный состав трудового арбитража, требования к которому определены в ст. 384 ТК РБ. В ТК Российской Федерации требования к лицам, рекомендуемым в качестве трудовых арбитров, отсутствуют. Во всех государствах СНГ трудовой арбитраж считается временно действующим органом, создаваемым для разрешения конкретного спора. Исключение составляет лишь белорусский Республиканский трудовой арбитраж. Он является постоянно действующим трудовым арбитражем, состоящим из трех арбитров, избираемых по соглашению сторон из числа трудовых арбитров, рекомендованных Председателем Республиканского трудового арбитража или предложенных сторонами. В Законе Республики Украина ( ст. 11) также определены виды споров, для разрешения которых специально создается трудовой арбитраж: это споры о выполнении коллективного договора, соглашения или отдельных их положений; споры о невыполнении требований законодательства о труде. Однако их рассмотрение осуществляется по процедуре единой для всех видов споров, в том числе и для споров по вопросам установления новых или изменения существующих социально-экономических условий труда и производственного быта, заключения или изменения коллективного договора, соглашения, когда примирительной комиссией не было принято по этим вопросам согласованного решения. Объявление: Регламент работы трудового арбитража обычно устанавливается по соглашению сторон. В соответствии со ст. 383 Трудового кодекса Республики Беларусь он может быть закреплен в коллективном договоре, соглашении либо по соглашению сторон. Ряд вопросов, касающихся разрешения коллективного трудового спора, урегулирован в Законе Республики Украина и в Трудовых кодексах Республики Беларусь, Казахстан. В соответствии со ст. 383 Трудового кодекса Республики Беларусь решение трудового арбитража в письменной форме не позднее чем в пятидневный срок со дня получения обращения сторон, направляется сторонам. Оно принимается большинством голосов арбитров, участвующих в рассмотрении спора. Трудовой арбитр, не согласный с решением по спору, вправе изложить в письменной форме особое мнение, которое приобщается к делу. Более подробно в ст. 386 ТК Республики Беларусь регламентируется порядок рассмотрения коллективных трудовых споров республиканским трудовым арбитражем. Решение по спору выносится не позднее, чем в двухнедельный срок со дня получения заявления. Срок рассмотрения спора может быть продлен Председателем Республиканского трудового арбитража, но не более, чем на один месяц. Решение по коллективному трудовому спору принимается большинством голосов трудовых арбитров. В ТК Республики Казахстан также достаточно подробно регулируется процедура принятия трудовым арбитражем решения по спору. Решение трудового арбитража принимается не позднее семи календарных дней со дня его создания простым большинством голосов членов арбитража. При разделении голосов членов трудового арбитража поровну решающим является голос председателя. Решение должно быть мотивированным, излагаться в письменной форме и подписываться всеми членами арбитража (п. 6 ст. 293). В Законе Республики Украина порядку разрешения коллективного трудового спора трудовым арбитражем посвящена ст. 12. В соответствии с этой статьей трудовой арбитраж должен принять решение в десятидневный срок со дня его образования. По решению большинства членов трудового арбитража этот срок может быть продлен до двадцати дней. Решение трудового арбитража принимается большинством голосов его членов, оформляется протоколом и подписывается всеми его членами. ТК РФ только в общих чертах определяет полномочия трудового арбитража. В его создании и функционировании активную роль играет Федеральная служба по труду и занятости, являющаяся государственным органом. Она на равных со сторонами спора участвует так же в выработке регламента и определения его полномочий. Таким образом, трудовой арбитраж фактически является неким «тройственным» органом, ко торый может урегулировать коллективный трудовой спор. В соответствии с п. 6 ст. 404 ТК РФ решение трудового арбитража по урегулированию спора передается сторонам в письменной форме и приобретает для них обязательную силу лишь по обоюдной договоренности. В таком установлении законодательство всех государств СНГ едино. Причем по российскому и белорусскому законодательству важен сам факт достижения сторонами договоренности. В соответствии со ст. 12 Закона Республики Украина решение трудового арбитража приобретает обязательную силу, при наличии предварительной договоренности. Список литературы 1. Разрешение коллективных трудовых споров ( конфликтов) // Сборник законодательных и нормативно-правовых актов. – Киев: Основа , 2000. – 688 с. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|