Регулирование общественных отношений по праву социального обеспечения |
Виды и правовое регулирование общественных отношений по праву социального обеспеченияАвтор: Н.В. ОсокинаПравоотношения в сфере социального обеспечения довольно разнообразны. Одни авторы выделяют материальные, процедурные и процессуальные отношения, другие – социально-обеспечительные, которые классифицируют на социально-страховые и социально обеспечительные; охранительные правоотношения. По-нашему мнению, различие лишь в названии. Сравнивая определения авторов относительно видов правоотношений, можно сделать вывод, что обеспечительные это и есть материальные отношения. Охранительные определяют как правоотношения по рассмотрению связанных с социальным обеспечением споров, а также правоотношения, в рамках которых реализуется ответственность за нарушение законодательства о социальном обеспечении [1, с. 154], они аналогичны процессуальным, возникающим в связи с защитой гражданами своего нарушенного права на какой либо вид социального обеспечения. Процедурные отношения либо предшествуют материальным либо сопровождают их. В отличие от материальных правоотношений, где один субъект наделен правом, а второй обязанностью, в процессуальных и процедурных отношениях оба субъекта наделены как правами, так и обязанностями. По времени действия все правоотношения в праве социального обеспечения можно охарактеризовать как длящиеся. По данному основанию можно выделить три вида правоотношений: длящиеся определенное время (например, пенсия по случаю потери кормильца на ребенка); неопределенное время (пенсия по возрасту); и одномоментные (возникнув, сразу прекращаются), связанные с предоставлением единовременной выплаты (например, пособие на погребение). Материальные отношения классифицируют в зависимости от видов социального обеспечения (например, пенсионные), но данная классификация должна быть дополнена другой, которая позволяет раскрыть элементы правоотношений возникающих на практике (например, по поводу пенсионного обеспечения за выслугу лет). Для реализации материальных правоотношений требуется сложный фактический состав: наличие жизненного обстоятельства, дающего право на определенный вид социального обеспечения, волеизъявление лица, и решение соответствующего органа. Но, прежде всего, необходима правовая норма, закрепляющая данное право. Рассмотрим правоотношения по поводу предоставления льгот, которые на сегодняшний день претерпели изменения. Прежде всего, изменилось правовое регулирование данного вида социального обеспечения. За-ко н Республики Беларусь « О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан», вступивший в силу 17 декабря 2007 г., значительно сузил круг лиц имеющих право на льготы. Категории граждан не вошедшие в закон, а также ранее не пользовавшиеся льготами, но испытывающие потребность в помощи, могут ее получить на основании Указа Президента Республики Беларусь от 14 декабря 2007 г., № 638 «О некоторых мерах государственной поддержки населения». Объявление: Существовавшие ранее правоотношения разбиваются на два вида: по предоставлению льгот и предоставлению адресной социальной помощи. Появились новые субъекты правоотношений, например, вуз, предоставляющий студентам помощь в установленных случаях, в связи с отменой льготного проезда для студентов. За адресной помощью раньше обращались в территориальный центр социального обслуживания, теперь в районное управление по труду, занятости и социальной защите. В 2007 году социальное законодательство существенно изменилось. Многие процедуры упрощены ( обращение за адресной помощью), законодательство приведено в соответствие с возможностями государства и изменениями в обществе. Однако, на наш взгляд, отрытым остается вопрос о принятии Социального кодекса, который объединит правовые нормы, регулирующие вопросы социального обеспечения граждан. Действующие источники права социального обеспечения можно охарактеризовать не только большим видовым разнообразием, но и количественным. Что создает определенные проблемы на практике. Например, разработчики закона «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» отменили льготу, предоставленную на основании Соглашения о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним, подписанное 15 марта 1993 года, частично ее пришлось вернуть. Похожая ситуация возникла и с отменой льгот на бесплатный проезд в общественном транспорте сотрудников правоохранительных органов по специальному знаку в соответствии с Ук а з о м Президента Республики Беларусь 9 октября 1995 г. , № 403. Принятие кодекса обеспечит условия для единообразного подхода к социальному обеспечению, качественно повысит уровень применения на практике норм о социальном обеспечении и будет способствовать улучшению работы органов социальной защиты ( разграничит их компетенцию и т.д.). Список литературы 1. Право социального обеспечения: учебник / под ред. М.В. Филипповой. – М.: Юристъ, 2006. – 446 с. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|