Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Законодательства о пенсионном обеспечении





Законодательства о пенсионном обеспечении

Сравнительный анализ законодательства о пенсионном обеспечении военнослужащих стран СНГ

Автор: И.В. Явкин

«Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом» [1, ст. 47]. Это нашло свое отражение в законодательной базе каждого государства.

Особенности пенсионного обеспечения военнослужащих обусловлены специфичностью данного вида деятельности, особой его опасностью. Военная служба нередко приводит к утрате профессиональной трудоспособности или пригодности до наступления возраста, дающего право на пенсию по возрасту. Лица, осуществляющие такой вид деятельности, обладают статусом военнослужащих, и им назначаются пенсии за выслугу лет. Основным юридическим фактом, с которым связано возникновение права напенсию за выслугу лет, является специальный трудовой стаж ( выслуга лет) установленной законом продолжительности. Таким образом, выслуга лет военнослужащих – это суммарная продолжительность (в годах, месяцах, днях) военной и иной службы плюс отдельные периоды службы, засчитываемые на соответствующих льготных условиях, предусмотренных законодательством [2, с. 158].
Для сравнительного анализа законодательства о пенсионном обеспечении военнослужащих стран СНГ автор изучил пенсионное законодательство Республики Беларусь, Российской Федерации, Армении, Казахстана, Молдовы и Украины.

Особого внимания заслуживают современные правовые основы пенсионного законодательства военнослужащих стран СНГ по вопросам условий назначения пенсии за выслугу лет, размеров пенсии и денежного довольствия для исчисления данной пенсии.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь, Российской Федерации, Молдовы и Украины право на пенсию за выслугу лет имеют: военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеющие выслугу на военной службе 20 и более лет ( для Республики Казахстан – 25 лет и достигшие установленного законодательством Республики Казахстан предельного возраста состояния на службе); военнослужащие, проходившие военную службу по контракту, достигшие на день увольнения с военной службы предельного возраста состояния на военной службе, имеющие выслугу лет с учетом стажа работы 25 и более календарных лет, из которых не менее 12 лет и 6 месяцев составляет военная служба [3, ст. 14].
В Республике Армения правом на пенсию пользуются военнослужащие при достижении 50 лет на момент увольнения по возрасту, состоянию здоровья или сокращению штатов и имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет и 6 месяцев военная служба.

В законодательствах рассматриваемых государств размеры пенсии за выслугу лет схожи между собой, но есть и особенности. Данная пенсия назначается в следующих размерах: военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, за выслугу 20 лет – 50 % соответствующих сумм денежного довольствия, а за каждый год выслуги свыше 20 лет – 3 % соответствующих сумм денежного довольствия (но всего не более 75 % этих сумм для Республики Беларусь и Молдовы, и не более 85 % соответствующих сумм для Российской Федерации); военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, имеющим выслугу лет с учетом стажа работы 25 и более календарных лет, из которых не менее 12 лет и 6 месяцев составляет военная служба за выслугу лет с учетом стажа работы 25 лет – 50 % соответствующих сумм денежного довольствия и за каждый год выслуги с учетом стажа работы свыше 25 лет – 1 % соответствующих сумм денежного довольствия, но всего не более 75 % этих сумм. В Армении размеры пенсии за выслугу лет следующие: для военнослужащих, имеющих выслугу 20 лет, – 70 % соответствующих сумм денежного довольствия и за каждый год выслуги сверх 20 лет – 2 % этих сумм; для военнослужащих, имеющих общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет и 6 месяцев военная служба – 65 % соответствующих сумм денежного довольствия и за каждый год стажа сверх 25 лет, связанный с военной службой – 2 %, не связанный с военной службой – 1 % этих сумм. Во всех случаях пенсия не может превышать размера месячного денежного довольствия.
В Республике Казахстан иная ситуация. Пенсия назначается в следующих размерах: военнослужащим, имеющим выслугу 25 лет, – 50 % денежного содержания, а за каждый год на военной службе свыше 25 лет размер пенсионных выплат увеличивается на 2 %, за каждый год трудового стажа – на 1 %, но не более 65 % денежного содержания.

Пенсии военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, исчисляются из денежного довольствия этих военнослужащих. Это характерно для всех стран СНГ и общим для всех является: оклад по штатной или последней занимаемой должности, оклад по воинскому званию, процентная надбавка за выслугу лет. Различия можно увидеть в дополнительных выплатах: денежной компенсации взамен продовольственного пайка ( в Республике Беларусь и Российской Федерации); среднемесячном уровне других вознаграждений, выплат, надбавок и доплат, получаемых за последний год службы (в Республике Молдова); ежемесячных дополнительных видах денежного обеспечения и премиях ( в Республике Украина). В Республике Казахстан, данный заработок включает в себя только должностной оклад и оклад по воинскому званию.

По мнению автора, следует отметить схожесть законодательства о пенсионном обеспечении граждан, уволенных с военной службы, таких государств, как Республики Беларусь, Российской Федерации и Республики Молдова. Наряду с общими чертами есть и различия, которые выражаются в выплатах, доплатах, сроках и т.п. Небольшие отличия наблюдаются в законодательстве Республики Армения и Республики Украина. Это выражается в основном в условиях назначения пенсии за выслугу лет, ее размерах, а также в денежном довольствии, необходимом для исчисления пенсии. Наибольшие различия наблюдаются в законодательстве Республики Казахстан, которые касаются выслуги лет, необходимой для получения права на данную пенсию, размеров пенсии и денежного содержания для исчисления пенсии.

Необходимо отметить, что при ряде отличий и особенностей законодательство стран СНГ в области пенсионного обеспечения военнослужащих имеет одну базу. Это связано, на взгляд автора, с тем, что в основе законодательства любой страны СНГ лежит нормативная правовая база бывшего Союза ССР. После распада СССР каждое вновь образованное государство стало развиваться и строить нормативную правовую базу исходя из своих особенностей и возможностей. Все это нашло отражение и в законодательстве о пенсионном обеспечении граждан, уволенных с военной службы.

Таким образом, для совершенствования блока белорусского законодательства в части пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, по мнению автора, необходимо:
расширить перечень оснований при увольнении с военной службы, дающих право на получение пенсии за выслугу лет с момента увольнения, военнослужащим, не достигшим предельного возраста состояния на военной службе, но имеющим право на получение пенсии за выслугу лет;

размер выплаты выходного пособия при увольнении с военной службы увеличить и корректировать в зависимости от общей выслуги лет увольняемого военнослужащего;
при исчислении размеров пенсии проводить индексацию компенсации стоимости продовольственного пайка в зависимости от среднерознич-ной стоимости продуктов, сложившейся в республике.

Список литературы

Конституция Республики Беларусь 1994 года ( с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2004. – 48 с.
Право социального обеспечения: учебник / И.В. Гущин, Л.Г. Березовская, С.В. Агиевец [и др.]; под общ. ред. И.В. Гущина. – Минск: Амал-фея, 2002. – 512 с.
О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований: Закон Респ. Беларусь, 17 дек. 1992 г. , № 2050-XII: в ред. Закона Респ. Беларусь от 08.01.2008 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2008.

 
< Предыдущая   Следующая >