
Законодательства о пенсионном обеспечении |
Сравнительный анализ законодательства о пенсионном обеспечении военнослужащих стран СНГАвтор: И.В. Явкин«Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом» [1, ст. 47]. Это нашло свое отражение в законодательной базе каждого государства. Особенности пенсионного обеспечения военнослужащих обусловлены специфичностью данного вида деятельности, особой его опасностью. Военная служба нередко приводит к утрате профессиональной трудоспособности или пригодности до наступления возраста, дающего право на пенсию по возрасту. Лица, осуществляющие такой вид деятельности, обладают статусом военнослужащих, и им назначаются пенсии за выслугу лет. Основным юридическим фактом, с которым связано возникновение права напенсию за выслугу лет, является специальный трудовой стаж ( выслуга лет) установленной законом продолжительности. Таким образом, выслуга лет военнослужащих – это суммарная продолжительность (в годах, месяцах, днях) военной и иной службы плюс отдельные периоды службы, засчитываемые на соответствующих льготных условиях, предусмотренных законодательством [2, с. 158]. Особого внимания заслуживают современные правовые основы пенсионного законодательства военнослужащих стран СНГ по вопросам условий назначения пенсии за выслугу лет, размеров пенсии и денежного довольствия для исчисления данной пенсии. В соответствии с законодательством Республики Беларусь, Российской Федерации, Молдовы и Украины право на пенсию за выслугу лет имеют: военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеющие выслугу на военной службе 20 и более лет ( для Республики Казахстан – 25 лет и достигшие установленного законодательством Республики Казахстан предельного возраста состояния на службе); военнослужащие, проходившие военную службу по контракту, достигшие на день увольнения с военной службы предельного возраста состояния на военной службе, имеющие выслугу лет с учетом стажа работы 25 и более календарных лет, из которых не менее 12 лет и 6 месяцев составляет военная служба [3, ст. 14]. В законодательствах рассматриваемых государств размеры пенсии за выслугу лет схожи между собой, но есть и особенности. Данная пенсия назначается в следующих размерах: военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, за выслугу 20 лет – 50 % соответствующих сумм денежного довольствия, а за каждый год выслуги свыше 20 лет – 3 % соответствующих сумм денежного довольствия (но всего не более 75 % этих сумм для Республики Беларусь и Молдовы, и не более 85 % соответствующих сумм для Российской Федерации); военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, имеющим выслугу лет с учетом стажа работы 25 и более календарных лет, из которых не менее 12 лет и 6 месяцев составляет военная служба за выслугу лет с учетом стажа работы 25 лет – 50 % соответствующих сумм денежного довольствия и за каждый год выслуги с учетом стажа работы свыше 25 лет – 1 % соответствующих сумм денежного довольствия, но всего не более 75 % этих сумм. В Армении размеры пенсии за выслугу лет следующие: для военнослужащих, имеющих выслугу 20 лет, – 70 % соответствующих сумм денежного довольствия и за каждый год выслуги сверх 20 лет – 2 % этих сумм; для военнослужащих, имеющих общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет и 6 месяцев военная служба – 65 % соответствующих сумм денежного довольствия и за каждый год стажа сверх 25 лет, связанный с военной службой – 2 %, не связанный с военной службой – 1 % этих сумм. Во всех случаях пенсия не может превышать размера месячного денежного довольствия. Пенсии военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, исчисляются из денежного довольствия этих военнослужащих. Это характерно для всех стран СНГ и общим для всех является: оклад по штатной или последней занимаемой должности, оклад по воинскому званию, процентная надбавка за выслугу лет. Различия можно увидеть в дополнительных выплатах: денежной компенсации взамен продовольственного пайка ( в Республике Беларусь и Российской Федерации); среднемесячном уровне других вознаграждений, выплат, надбавок и доплат, получаемых за последний год службы (в Республике Молдова); ежемесячных дополнительных видах денежного обеспечения и премиях ( в Республике Украина). В Республике Казахстан, данный заработок включает в себя только должностной оклад и оклад по воинскому званию. По мнению автора, следует отметить схожесть законодательства о пенсионном обеспечении граждан, уволенных с военной службы, таких государств, как Республики Беларусь, Российской Федерации и Республики Молдова. Наряду с общими чертами есть и различия, которые выражаются в выплатах, доплатах, сроках и т.п. Небольшие отличия наблюдаются в законодательстве Республики Армения и Республики Украина. Это выражается в основном в условиях назначения пенсии за выслугу лет, ее размерах, а также в денежном довольствии, необходимом для исчисления пенсии. Наибольшие различия наблюдаются в законодательстве Республики Казахстан, которые касаются выслуги лет, необходимой для получения права на данную пенсию, размеров пенсии и денежного содержания для исчисления пенсии. Необходимо отметить, что при ряде отличий и особенностей законодательство стран СНГ в области пенсионного обеспечения военнослужащих имеет одну базу. Это связано, на взгляд автора, с тем, что в основе законодательства любой страны СНГ лежит нормативная правовая база бывшего Союза ССР. После распада СССР каждое вновь образованное государство стало развиваться и строить нормативную правовую базу исходя из своих особенностей и возможностей. Все это нашло отражение и в законодательстве о пенсионном обеспечении граждан, уволенных с военной службы. Таким образом, для совершенствования блока белорусского законодательства в части пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, по мнению автора, необходимо: размер выплаты выходного пособия при увольнении с военной службы увеличить и корректировать в зависимости от общей выслуги лет увольняемого военнослужащего; Список литературы Конституция Республики Беларусь 1994 года ( с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2004. – 48 с. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|