Хозяйственный договор |
О влиянии хозяйственного договора на правовое регулирование общественных отношенийАвтор: В.С. КаменковПравовое регулирование общественных отношений – важное условие создания стабильного правового порядка, а также органов, институтов и учреждений, способных обеспечить защиту и охрану от нарушений тех прав, свобод и законных интересов граждан и иных лиц, которые закреплены действующими нормами права. Общие социальные цели правового регулирования преследуют достижение социально полезных результатов и, в первую очередь, создание необходимых условий для прогрессивного развития и процветания общества. Мы живем в стране, где право является особым и главным государственным регулятором общественных отношений. Опираясь на право, действуя в соответствии с правом, и не противореча ему, достигается такая организованность общества, при которой реализуется экономическая свобода личности. Наличие правового регулирования просто необходимо для обеспечения и гарантирования в нормативном порядке свободы в обществе. Правовое регулирование – это явление, необходимость которого возникает из ряда предпосылок, например таких, как создание оптимальных условий для преимущественного действия в обществе экономических и духовных факторов. Отсутствие же эффективного механизма правового регулирования порождает произвол, своеволие в общественной жизни и жизни людей. Именно механизм правового регулирования является двигателем права, справедливости и законности. Объявление: Правовые средства, влияющие на развитие общественных отношений Беларуси, носят комплексный характер. Степень и характер их воздействия зависит от многих факторов. Именно договорный процесс и сам договор является наиболее универсальным механизмом, позволяющим свободно выяснить и реализовать волеизъявление договаривающихся сторон. Хозяйственный договор – это, как правило, добровольное соглашение между двумя и более субъектами хозяйствования о производстве товаров (работ и услуг), их поставке, перевозке, купле-продаже, аренде и т.д. Для заключения хозяйственного договора необходимо формулирование согласованной воли (в том числе и действий) двух или более сторон. Условие о согласии сторон на заключение договора – главный конститутивный признак договора. Исходя из судебной практики, в экономических отношениях, складывающихся между предпринимателями, независимо от формы собственности и национальной принадлежности, присутствуют серьезные проблемы с договорной дисциплиной. Хозяйственные договоры заключаются активно, но далеко не всегда исполняются надлежащим образом. Особенно неблагополучно складывается обстановка с расчетами по договорам. Только за последние пять лет количество таких споров увеличилось с 17 до 30 тысяч дел. И причиной такого поведения партнеров по хозяйственному договору часто бывают обычные разногласия, а не их финансовое состояние. Потому что нередко к моменту, когда наступает срок платежа, в суде появляются иски о признании договора недействительным, незаключенным или что-то подобное. Необходимо больше внимания уделять уровню договорной дисциплины. Повышение уровня договорной дисциплины в экономических отношениях является серьезной задачей государства и в целом общества. Решаться эта задача может и должна комплексно. В число комплексных мероприятий по решению указанной задачи входят и такие, как улучшение правового сопровождения договорного процесса, в том числе посредством увеличения количества и повышения качества подготовки юридических кадров, дальнейшей их специализации и переподготовки. Принцип свободы заключения хозяйственного договора должен находиться в определенных законодательных рамках, сочетая в себе как свободу субъектов, так и пределы осуществления субъективных прав. Установленный в современном законодательстве принцип свободы заключения хозяйственных договоров ( ст. 391 ГК) действует на практике и включает в себя свободу выбора контрагента, самостоятельность принятия решения о заключении договора, выбора вида договора, определения условий, не противоречащих закону, и ряд других обстоятельств. По общему правилу понуждение к заключению договора не допускается. Вместе с тем существуют пределы принципа свободы договора. Они объясняются, во-первых, существующим дуализмом публичного и частного права в гражданском обороте. Во-вторых, с помощью таких пределов сглаживаются имеющиеся противоречия между интересами общества и частных собственников в целях ведения сбалансированного рыночного хозяйства и соблюдения конституционного принципа социальной направленности государственной политики. В-третьих, пределы свободы договора могут устанавливаться как нормами права, так и усмотрением сторон, а также определенными правилами деловых отношений. Кроме того, безграничная свобода может привести к отсутствию порядка в договорной деятельности, что отрицательно скажется на эффективности в целом хозяйственной ( экономиче ской) деятельно сти. Злоупотребление же принципом свободы хозяйственного договора может привести (и нередко приводит) к самым негативным последствиям в обществе, вплоть до угрозы экономической безопасности страны, перераспределения собственности и криминальным деяниям ( ложное и преднамеренное банкротство, выманивание кредитов, уход от налогов, таможенных платежей и другие). И для таких неблаговидных целей также используются хозяйственные договоры. Пределы ( ограничения) принципа свободы заключения хозяйственных договоров можно подразделить на нормативные (предусмотренные законодательством) и ненормативные ( обусловленные соглашением сторон). Первые, как правило, связаны с обязательным заключением договора с заранее определенным контрагентом; с обязательным заключением договора на заранее определенных условиях; с запретом на включение сторонами в договор определенных условий; с ограничением сторон в выборе договорной структуры и вида договора. Ненормативные ограничения могут быть связаны с изменением волеизъявления стороны в процессе формирования содержания договора; с выражением воли сторон на предоставленную правовыми нормами возможность действовать в пределах, установленных законодательством или договариваться по-другому; с влиянием обычаев и обыкновений делового оборота. На практике наиболее сложной является реализация ненормативных ограничений, поскольку при свободном формировании сторонами условий договора или выбора контрагента в процессе заключения договора часто возникают спорные ситуации. Нормативные же ограничения прямо обозначены в законодательстве и не подвергаются оспариванию в договорной деятельности. Поэтому сохраняется сфера обязательного заключения договоров. К сожалению вопросы свободы хозяйственного договора и ее ограничения наиболее полно отражены только в ГК. И это затрудняет использование этих принципов в сфере банковских, налоговых, таможенных, бюджетных и иных публично-правовых отношений. Солидаризируясь с многими зарубежными коллегами, можно предложить определиться и закрепить не только в гражданском, но и в банковском, налоговом, таможенном, валютном и ином законодательстве пределов свободы хозяйственных договоров, а также критериев допустимости их использования при создании и реализации договорных отношений. Это будет содействовать предупреждению нарушений договорной дисциплины. Необходимо уделять больше внимания научным исследованиям и совершенствованию правового регулирования хозяйственной и предпринимательской деятельности, хозяйственных договоров и других институтов этой сферы общественных отношений. В отличие от предпринимательской деятельности, которая всегда направлена на систематическое получение прибыли, хозяйственная деятельность может такую цель не преследовать, например, деятельность религиозных, социально-культурных организаций, государственных учреждений, фондов и т.д. Для занятия многими видами предпринимательской деятельности законодательство требует наличие специальных разрешений ( лицензий), в то время как для занятия хозяйственной деятельностью в целом лицензии не требуется. Основой правового регулирования хозяйственной деятельности и хозяйственных договоров является не только Конституция Республики Беларусь(ст. 13, 44 и др.), декреты и указы Президента Республики Беларусь, гражданское законодательство ( ГК и другие акты гражданского законодательства, перечисленные в ст. 3 ГК), но и нормы административного, банковского, земельного, налогового, финансового и других отраслей публичного права. В частности, следующие кодифицированные источники: Банковский кодекс, Воздушный кодекс, Инвестиционный кодекс, Кодекс о недрах, Кодекс внутреннего водного транспорта, Кодекс о земле, Кодекс торгового мореплавания, Лесной кодекс, Налоговый кодекс, Таможенный кодекс. Сюда же относятся другие законы, постановления Правительства Республики Беларусь, а также многие другие акты законодательства (положения, инструкции, правила, стандарты, решения местных органов управления и самоуправления и т.п.) и международные договоры. Тем не менее, полнота правового регулирования хозяйственной деятельности и хозяйственных договоров в перечисленных актах различная, отсутствует комплексный подход. Много новелл появилось в так называемых посреднических договорах (агентский договор, договор комиссии и поручения), а также в концессионных соглашениях и договорах корпоративного права. Достаточно много отличительных особенностей внешнеторговых договоров предусмотрено в Указе Главы государства от 04.01.2000 г., № 7 «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций» (они имеют публичную направленность в связи с необходимостью более тщательного валютного и таможенного контроля по такого рода сделкам) и других актах Президента Республики Беларусь. Все чаще звучат предложения о кодифицировании множественности норм права регулирующих общественные отношения в таких отраслях, как строительство, транспорт и других. Нуждается в разработке международный договор (как минимум в рамках ЕврАзЭС или СНГ), регулирующий транспортную экспедицию. Целями современного договорного права, регулирующего отношения, связанные с хозяйственным договором, должны быть договорная справедливость, сотрудничество партнеров и добросовестность при исполнении, взаимный учет интересов друг друга. Все изложенное выше показывает необходимость совершенствования национального законодательства, регулирующего перечисленные правоотношения, в том числе проблемы хозяйственного договора и его влияния на общественные отношения, а также судебную практику. В заключении хочу отметить, что наличие правового регулирования дает возможность посредством правовых норм и иных юридических средств воздействовать на общественные отношения в целях их упорядочения, развития и защиты. Механизм правового регулирования призван с помощью правовых средств, упорядочить общественные отношения в соответствии с целями и задачами правового государства. Названный механизм просто необходим для поддержания законности и правопорядка как основы и непременного условия нормальной жизни цивилизованного общества. В любом обществе ставится задача обеспечить высокую эффективность механизма правового регулирования, включая совершенствование законодательства, повысить качество применения права, создать условия для усиления правовой активности граждан, различных общественных организаций, содействовать подъему общей правовой культуры, совершенствовать правовое воспитание. Изучение механизма правового регулирования играет важную роль в понимании каждым юристом динамики воздействия на общественные отношения всех юридических средств в комплексе. Единство и взаимодействие в механизме правового регулирования важно для укрепления правовой основы государственной и общественной жизни. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|