Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Юридическое значение брака





Юридическое значение брака

Брак и его юридическое значение

Автор: Н.В. Копыткова

Признание тех или иных обстоятельств юридическими фактами зависит от воли государства. Факты одного и того же вида могут быть или не могут быть юридическими в зависимости от того, как они расцениваются действующим законодательством в данный период времени. Так, фактические брачные отношения приобретают юридическое значение только в том случае, если это предусмотрено законодательством.

Белорусское семейное законодательство рассматривает брак и семью во взаимосвязи, т.е. брак без цели создания семьи – это недействительный брак, а создание семьи, как правило, основано на браке. Понятие семьи относится к числу важнейших категорий семейного права, оно детальным образом разработано в социологии, а также в отечественной и зарубежной юридической науке. Так или иначе, семья это всегда общность совместно проживающих лиц, объединенных правами и обязанностями, предусмотренными семейным законодательством, а желание жить вместе и иметь государственную поддержку и защиту объясняет стремление мужчины и женщины к заключению брака.

В современных условиях семья и брак выступают как неразрывные стороны одного социального явления. Действующее законодательство отражает единство брака и семьи. С одной стороны, невозможность сохранения семьи служит основанием расторжения брака, с другой – брак без намерения создать семью может быть признан недействительным.

Однако законодательство некоторых государств, в том числе и Украины, не ставит в зависимость создание семьи от регистрации брака, и фактические брачные отношения могут порождать супружеские права и обязанности, урегулированные семейным законодательством. Фактически, украинский законодатель уравнял в правовом смысле сожительство и брак, зарегистрированный в государственных органах. Возникает вопрос: зачем в украинском законодательстве вообще существует правовая регламентация регистрации брака? В ней отпадает необходимость, если государство берется защищать некое объединение физических лиц, которые называют себя семьей. Ведь государства при помощи правовых норм подчеркивают различия между брачными и внебрачными союзами. Согласно п. 1 ст. 73 Семейного кодекса Украины (далее – СК), если мужчина и женщина проживают одной семьей, но не состоят в браке между собой, имущество, приобретенное ими за время совместного проживания, принадлежит им на праве общей совместной собственности, если иное не установлено письменным договором между ними. В связи с этим возникает еще один вопрос: как суд будет определять доли в имуществе супругов, если у одного из них фактически две семьи и там, и там нажито совместное имущество и разница лишь в том, что один брак зарегистрирован, а второй нет? Надо заметить, что данная статья находится в противоречии со ст. 21 СК, которая гласит: проживание одной семьей женщины и мужчины без брака не является основанием возникновения у них прав и обязанностей супругов.

Законодательством большинства стран предусмотрено, что брак находится под государственной защитой только в том случае, если он заключен в государственных органах, регистрирующих акты гражданского состояния. Права и обязанности супругов порождает лишь брак, заключенный в государственных органах записи актов гражданского состояния. Фактические семейные отношения в соответствии с новым семейным законодательством Республики Беларусь и Российской Федерации не порождает правовых последствий. Однако существует мнение, что в этой части законодательство следует признать не отвечающим потребностям общества, при этом дается ссылка на опыт стран Западной Европы и США, где практически не делается различий между фактическим и зарегистрированным браком и фактические супруги могут ссылаться на так называемое зарегистрированное партнерство или партнерские союзы, участники которого во всех отношениях приравниваются к лицам, состоящим в зарегистрированном браке [ 1, с. 108]. Действительно, суррогатные браки подобного рода заключаются в некоторых странах, но это ни что иное, как внебрачное сожительство. В странах постсоветского пространства такие браки называют гражданскими, что противоречит самой сути подобного союза.

Объявление:

Как известно женщина более заинтересована в регистрации брака и не только из материальных соображений, но и в силу ее психологического склада, ее стремления к стабильности, надежности и защищенности ее детей и ее дома. В результате последней переписи населения в Российской Федерации замужних женщин оказалось больше чем женатых мужчин. Женщины, находясь во внебрачном союзе, давали о себе сведения как состоящие в зарегистрированном браке, мужчины в такой ситуации предпочитали считать себя холостыми. В фактический брак вступают те, кто не желает брать на себя ответственность, ведь брак это всегда обязательства перед другими.

Брак и семья – это традиционные ценности славянских народов и мы не имеем права их уничтожать ради желания соответствовать и подражать более «прогрессивным» в этом смысле государствам.

Брак имеет силу правопорождающего юридического факта лишь в том случае, если он заключен с требованиями, установленными законом. Если так называемые материальные условия брака будут не соблюдены, то брак признается недействительным.

Действующее законодательство позволяет четко определить юридический состав брачного правоотношения, которое образуется из следующих фактов: взаимное согласие лиц, вступающих в брак; достижение ими брачного возраста; отсутствие другого зарегистрированного брака; отсутствие между ними родства и отношений усыновления; отсутствие недееспособности вступающих в брак; акт регистрации брака. Но, как указывает М.Т. Оридорога, «широкий размах правового регулирования разнообразных сторон жизни общества не позволяет в каждом отдельном случае, если нет спора, проверять полноту совокупности юридических фактов, образующих юридический состав каждого правоотношения» [3, с. 80]. Презумпция заменяет или представляет собою юридический факт и в этом смысле она имеет такое же значение, как и сами юридические факты, пока она не будет опровергнута [2 с. 263]. Сам факт регистрации брака создает презумпцию его законности, т.е. до опровержения судом предполагается, что брачное правоотношение возникло при полной совокупности юридических фактов, образующих юридический состав брачного правоотношения. Поэтому до вынесения решения суда о признании брака недействительным состоящие в этом браке лица пользуются правами и обязанностями, установленными законом для супругов. Признание недействительного брака « несуществующим» или « аннулированным» противоречило бы объективной реальности. Правоотношение как результат волевой деятельности людей является свершившимся фактом и никакое судебное решение не в состоянии аннулировать объективно существующие факты, как бы резко не противоречили они закону [3, с. 81]. Учитывая вышеизложенное, следует признать некорректной формулировку ч. 1, ст. 49 Ко Б С «у лиц, состоящих в браке, признанном недействительным, никаких прав и обязанностей супругов не возникает». Такая постановка вопроса находит подтверждение в действующем законодательстве Беларуси и других государств, в ст. ст. 29, 33, ч. 3 ст. 49 КоБС, ст. 45 СК Украины, ст. 30 СК РФ и др. Возникновение из недействительного брака семейно-брачных прав и обязанностей служит доказательством того, что акт регистрации брака, совершенный даже с нарушением обязательных условий, создает брачное правоотношение со всеми вытекающими по закону правами и обязанностями. Поэтому автор данной статьи предлагает следующую формулировку ч. 1, ст. 49 КоБС: признание брака недействительным влечет за собой прекращение всех ранее возникших прав и обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных частями третьей и четвертой настоящей статьи.

Список литературы

Антокольская, М.В. Семейное право: учебник / М.В. Антокольская. – М.: Юристъ, 2002. – 336 с.
Иоффе, О.С. Советское гражданское право: Курс лекций: в 3 ч. / О.С. Иоффе. – Л., 1965. – Ч. 3. – 230.
Оридорога, М.Т. Брачные правоотношения / М.Т. Оридорога. – Киев, 1971. – 152 с.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >