Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Защита памятников археологии





Защита памятников археологии

Защита памятников археологии как правоохранительная деятельность

Автор: Н.Э. Мартыненко

Эффективность правоохранительной деятельности снижается из-за недостатков законодательства, регулирующего охрану и использование археологического наследия. Производство археологических исследований регламенти-ровалось в 1995 - 2006 гг. ведомственной (Института истории НАН Беларуси) Инструкцией к разрешениям на выполнение археологических разведок и рас-копок, которая не являлась нормативно-правовым актом (она была принята 13 апреля 1995 г. на общем собрании отдела археологии этого Института). Восполнив отчасти образовавшийся после прекращения действия союзных нор-мативных документов правовой пробел, данная Инструкция регулировала процедуру получения разрешений на осуществление названных выше работ.

Анализ содер^ия инструкции, круга регулируемых вопросов и прак-тики ее применен ж в правоохранительной деятельности позволяет утверж-дать, что документ подобного рода должен обладать признаками нормативного акта. Однако этого не произошло: 12 мая 2006 г. принята новаяЫструк-цыя аб парадку выданы Дазволау на выкананне археалаггчных разведок i раскопок ix правядзенни састфент справаздач по праведзеным работам, которая утверждена в этот же день постановлением Бюро Президиума Национальной академии наук Беларуси № 246. Данная инструкция не является нормативным актом и в НРПА не опубликована.

Считаем, что указанные выше вопросы подлежат урегулированию посредством принятия специального закона «Об охране археологического наследия».

В соответствии с п. 2.2 данной Инструкции археологические исследования могут проводиться только на основании Разрешения, выдаваемого Национальной академией наук Беларуси по одной из четырех форм: форма № 1 – на право проведения раскопок и разведок; форма № 2 – на право проведения разведок и раскопок с ограниченным вскрытием небольших участков поселений и грунтовых могильников (до 24 кв. м на памятнике); форма № 3 – на право проведения разведок без проведения каких-либо земляных работ; форма № 4 – на право исследования и срочных раскопок памятников, которые находятся в аварийном состоянии.

Условиями, способствующими нарушению закона в форме производства незаконных раскопок, являются доступность поискового оборудования; увеличение количества обеспеченных людей, интересующихся древними предметами; затянувшийся процесс создания эффективной службы охраны памятников в стране; сокращение финансирования научных исследований; изменение характера землепользования; легализация рынка археологических древностей. Большую роль сыграло также и то, что кладоиска-тельское движение складывалось на базе клубов коллекционеров, изначально используя их организационные структуры и обширные, в том числе международные связи.

Объявление:

В рамках правоохранительной деятельности реальное применение существующего законодательства для преследования за нелегальные раскопки затруднено рядом обстоятельств. Во-первых, законодательная база по данному вопросу несовершенна. Во-вторых, высокий уровень профессиональной подготовки преступников позволяет им производить точечные раскопки с применением современной техники (металлодетек-торов) и с использованием новейших технологий (например, геоинформатики). В-третьих, субъекты правоохранительной деятельности не владеют методикой выявления данного вида правонарушений (преступлений), не знают месторасположений на подконтрольной территории памятников археологии. В-четвертых, отсутствует учетная документация на все археологические объекты (на учет приняты далеко не все памятники археологии). Нечеткость с определением границ объектов способствует тому, что невозможно доказать факт разрушения памятника самовольными раскопками, даже при всей его очевидности. В-пятых, несмотря на обилие старинных вещей, обращающихся на антикварном рынке, факт их происхождения из нелегальных раскопок, как правило, не может быть доказан, если участники этих раскопок не задержаны непосредственно в процессе раскопок. В-шестых, правоохранительные органы не осознают всей значимости археологического наследия: разрушение археологических объектов не воспринимается как действительно серьезное преступление, а нелегальные раскопки рассматриваются скорее как оригинальное увлечение, не влекущее уголовного преследования. В последние годы в массовом сознании укрепляется мысль о допустимости присвоения древних вещей, не имеющих собственника ( имеется в виду клада и археологических предметов). Это обстоятельство является более весомым фактором, определяющим реакцию правоохранительных структур на факты нелегальных раскопок, чем действующие юридические нормы.
Именно поэтому в правоохранительной практике фактически не встречаются уголовные дела по фактам разрушения, уничтожения или повреждения памятника археологии. В Республике Беларусь за период действия Закона « Об охране историко-культурного наследия» (1992 – 2008 гг.) и после вступления в силу 24 июля 2006 г. его новой редакции уголовные дела за разрушения памятников археологии в суды не направлялись.

Таким образом, можно сказать, что в последние годы коммерческий оборот предметов археологии, ранее основанный на деятельности ограниченного круга профессиональных археологов, приобрел масштабы многопрофильного бизнеса.

Для более эффективной правоохранительной деятельности по борьбе с нелегальными раскопками требуется принятие нормативного акта, регулирующего продажу и использование металлодетекторов, их регистрацию в органах внутренних дел.

Методически правоохранительными органами нелегальные раскопки могут отслеживаться, во-первых, по состоянию самих археологических памятников, то есть по отвалам и котлованам на древних поселениях и могильниках, во-вторых, по количеству и составу археологических древностей на антикварном рынке, в-третьих, по многочисленным кладоискательским сайтам в сети Интернет. Учет этих обстоятельств позволяет реально пресечь нелегальные раскопки.

Поиск и извлечение металлических изделий из культурного слоя памятников археологии с помощью металлоискателей, без закладки археологического раскопа или шурфа даже при наличии Разрешения на производство раскопок и разведок по соответствующим формам следует квалифицировать как уничтожение или повреждение историко-культурных ценностей (памятников истории и культуры), ответственность за совершение которых наступает по ст. 344 УК.

В связи с тем, что собственника культурных ценностей, приобретенных в результате незаконно проведенных археологических раскопок, определить не представляется возможным, совершение таких раскопок нельзя квалифицировать как хищение. Следовательно, привлечь лицо, незаконно изъявшее культурную ценность из места раскопок, к уголовной ответственности по ст. 205 – 211 УК невозможно. Рассматриваемые деяния также по причине отсутствия собственника не образуют состава вымогательства, причинения имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием. Следовательно, необходимо криминализировать производство нелегальных раскопок археологических объектов.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >