Обращение общедоступной информации |
Правовое регулирование отношений, связанных с обращением общедоступной информацииАвтор: Е.В. МихееваЗаконодательного закрепления понятия «общедоступная информация» в Республике Беларусь нет. На наш взгляд, под такой информацией целесообразно понимать информацию, доступ для ознакомления с которой не предусматривает каких-либо условий и требований, а также ограничений. Отношения, связанные с обращением общедоступной информации, составляют институт интеллектуальной собственности, институт массовой информации, институт библиотечной информации и институт архивной информации. Условно законодательство об интеллектуальной собственности можно разделить на две основные части: законодательство об авторском праве и смежных правах, патентное законодательство. Основными источниками отношений, составляющих институт авторского права, выступают Гражданский кодекс Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах». Закон «Об авторском праве и смежных правах» определяет круг субъектов информационных правоотношений, какие произведения относятся к объектам информационных правоотношений, на какие действие закона не распространяется, закрепляет основные имущественные и личные неимущественные права автора произведения, предусматривает ответственность за нарушение авторских и смежных прав и ряд других положений. Однако, как справедливо отмечает доктор юридических наук, профессор В.А. Копылов, если институт авторского права проанализировать с учетом принципов и положений информационного права и рассмотреть механизм защиты авторского права с учетом принципа двуединства информации (содержания) и носителя, на котором это содержание отображено, то очевидно, что институт авторского права не защищает информационный объект в полном объеме. Защищается только форма объекта (т.е. произведения), а не его содержание. Провозглашенный в информационном праве принцип двуединства информационного объекта требует одновременной защиты и формы, и содержания. Также институт авторского права, по мнению В.А. Копылова, не охватывает всех субъектов, участвующих в реализации гражданского оборота таких информационных объектов, как произведения. За пределами внимания остается потребитель информации (т.е. тот конечный субъект, который обеспечивает такой оборот). И особое внимание также следует уделить обеспечению реализации личных неимущественных и имущественных прав на документированную информацию как на произведение при работе в трансграничных информационных сетях ( т.е. уделить большее внимание совершенствованию методов защиты исключительных прав авторов при их общении в информационных сетях) [1, с. 264 – 266]. К сожалению, Законом Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» также не предусматривается защита идей, процессов, методов функционирования, концепций, принципов открытия и т.п. На наш взгляд, в дальнейшем это было бы целесообразно рассмотреть. Основным источником отношений, составляющих институт патентного права, является Гражданский кодекс Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы». Закон «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы» определяет круг объектов, которым предоставляется правовая охрана, круг субъектов правоотношений, закрепляет их правовой статус, устанавливает, чем определяется объем правовой охраны, предоставляемой на изобретение, полезную модель и промышленный образец, и ряд других положений. С позиции информационного права данный закон предоставляет охрану авторских прав на такие объекты посредством регистрации содержания изобретения, полезной модели, промышленного образца. Информационным объектом, вводимым в гражданский оборот, являются патент на изобретение, полезную модель или промышленный образец. Никакой специальной охраны данные информационные объекты не требуют. Отсюда следует, что данные информационные объекты самодостаточны. Объявление: Основным источником регулирования отношений, составляющих институт массовой информации, является Закон Республики Беларусь «О печати и других средствах массовой информации». Данный закон определяет круг субъектов печати и других средств массовой информации, закрепляет их правовой статус, определяет порядок учреждения и организации деятельности средств массовой информации, порядок распространения массовой информации и ряд других положений. На наш взгляд, институт массовой информации урегулирован недостаточно полно: законодательно неопределенно в каком порядке осуществляется освещение деятельности органов государственной власти средствами массовой информации, а также неопределенно каким образом должно осуществляться правовое регулирование отношений в сети Интернет (прежде всего, связанное с содержанием распространяемой информации). Отношения, возникающие в связи с осуществлением библиотечного дела, регулируются Законом Республики Беларусь «О библиотечном деле». Данный закон определяет круг субъектов правоотношений, их правовой статус, объекты, порядок управления библиотечным делом и ряд других положений. Данный институт, на наш взгляд, урегулирован недостаточно полно в отношении защиты авторского права в деятельности библиотек, особенно электронных. И поэтому также требует дальнейшего законодательного урегулирования. Источником правового регулирования отношений, связанных с осуществлением архивного дела, является Закон Республики Беларусь « О национальном архивном фонде и архивах в Республике Беларусь», который определяет основные объекты, круг субъектов информационных отношений института архивного дела, их правовой статус, определяет, кем осуществляется государственное управление архивным делом, предусматривает ответственность за нарушение законодательства о Национальном архивном фонде и архивах в Республике Беларусь. Данный институт урегулирован в полной мере. Список литературы 1. Копылов, В.А. Информационное право: учебник / В.А. Копылов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002. – 512 с. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|