Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Принципы семейного права





Принципы семейного права

Принципы семейного права республики Беларусь

Автор: Н.А. Паращенко

Роль принципов семейного права заключается в том, что они в обобщенном виде выражают сущность регулируемых отраслью права отношений, закрепляют правовую политику государства, способствуют правильной реализации правовых норм, их толкованию, применению и восполнению пробелов. Произошедшие в последние десятилетия в Республике Беларусь изменения в экономике, политике, праве оказали существенное влияние на формирование правовых принципов, в том числе и на принципы семейного права. Своеобразие их развития обусловлено идеологически ориентированным Кодексом о браке и семье Республики Беларусь, политической направленностью общества, особенностями преодоления кризисной ситуации в социально-экономической сфере отношений.

Становление и развитие белорусского семейного права существенно затронуло содержание норм о семье, материнстве, отцовстве, детстве. Именно принципы позволяют выявить, насколько права и интересы участников семейных отношений обеспечены юридическими гарантиями и насколько действенна сила государственного интереса в формировании семьи.
Вместе с тем, необходимо отметить, что Кодекс Республики Беларусь о браке и семье не содержит четко структурированного перечня принципов семейного права, что в определенной степени осложняет работу в области теоретического обоснования и анализа правового содержания данных принципов.

На сегодняшний день, ряд авторов предлагают свою систему принципов семейного права Республики Беларусь, которая пока не получила нормативного оформления.
Одним из основных принципов семейного права Республики Беларусь является принцип правового регулирования брачных и семейных отношений государством. Его содержание раскрывается ст. 4 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье и сводится к тому, что в нашей стране признается только брак, заключенный в государственных органах, регистрирующих акты гражданского состояния. Религиозные обряды, касающиеся вопросов брака и семьи, правового значения не имеют.

Необходимость государственной регистрации брака закреплена в законодательстве большинства развитых стран, таких как Бельгия, Германия, Голландия, Франция, Швейцария, Япония, Россия и др. В ряде стран действительным признается брак заключенный либо государственным органом, либо в религиозной форме. Среди таких государств можно выделить Великобританию, Данию, Канаду, Италию, Испанию, некоторые штаты США. На наш взгляд, данный опыт уместно было бы использовать и в Республике Беларусь путем частичной передачи функций по регистрации брака религиозным организациям. Данная мера могла бы несколько снизить нагрузку на государственные органы. Одновременно, повышалась бы роль религии в вопросах, касающихся брачных и семейных отношений, что привело бы к росту престижа и ценности семьи, которые резко снизились в последние годы.

Широкое распространение в демократическом мире получил принцип добровольности брачного союза мужчины и женщины. Этот постулат является принципом и в семейном праве Республики Беларусь. Добровольность брачного союза предполагает свободное волеизъявление будущих супругов, которое они выражают дважды: при подаче заявления в органы ЗАГС и во время регистрации брака. На наш взгляд, стоит отказаться от двух форм волеизъявления, рассматривая, как единственное и основное то согласие, которое мужчина и женщина дают при вступлении в брак. Подобная практика существует в ряде европейских государств. Лица желающие вступить в брак, могут не только лично подать заявление, но отправить его по электронной почте, заполнив при этом необходимые анкеты или просто записаться на регистрацию брака по телефону.

Объявление:

Статья 19 Кодекса о браке и семье Республики Беларусь не допускает заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно состоит уже в другом браке, зарегистрированном в установленном порядке. Этим законодательно закрепляется принцип единобрачия (моногамии). Вступление в брак без прекращения предыдущего влечет за собой отрицательное правовое последствие: повторный брак признается недействительным. Юридическую силу в таком случае сохраняет ранее заключенный брак. Однако Кодекс Республики Беларусь о браке и семье не поднимает проблему фактических брачных отношений. На практике факт нахождения лица в подобных отношениях с одним лицом не является препятствием к заключению им брака с другим лицом. Данное обстоятельство, на наш взгляд, не позволяет в полной мере реализовать принцип моногамии. Для ликвидации существующего противоречия целесообразно в законодательном порядке запретить нахождение в фактических брачных отношениях одним из супругов, одновременно находящихся в законном браке. Подобная практика существует в Китае. В частности Закон Китайской Народной Республики « О браке» запрещает совместное проживание одного из супругов с другим лицом противоположного пола, а Уголовный кодекс КНР квалифицирует полигамию и полиандрию как преступления против личности, демократических прав граждан и устанавливает достаточно суровые наказания – лишение свободы или арест.

В семейном праве Республики Беларусь действует принцип свободного расторжения брака под контролем государства. Свобода брака предполагает свободу развода. Бессмысленно сохранять семью, которая фактически распалась. Вместе с тем, чтобы предупредить неблагоприятные последствия развода, как для самих супругов, так и для их несовершеннолетних детей, расторжение брака происходит в судебном порядке. Кодексом Республики Беларусь о браке и семье органы ЗАГС не наделены полномочиями по расторжению брака, однако реалии сегодняшних дней подталкивают к пересмотру данного положения. К компетенции органов ЗАГС следует отнести рассмотрение дел, где имеется обоюдное согласие супругов на развод, и отсутствуют несовершеннолетние дети, интересы которых не будут в данном случае затронуты. Такая мера, в определенной степени, могла бы снизить нагрузку на суды, а также создать возможность для упрощения процедуры расторжения брака.

Значительное внимание в Республике Беларусь уделяется проблеме детства. Семейное право предусматривает принцип ответственности за ненадлежащее воспитание детей. Он означает, что родители, а также иные лица и учреждения, принимающие участие в воспитании ребенка, в соответствии с законодательством несут ответственность за ненадлежащее воспитание детей. Вместе с тем, на наш взгляд, достаточно актуальным в современных условиях стало бы дополнение этого принципа ответственностью детей за содержание престарелых родителей. Подобная корректировка данного принципа содействовала бы повышению роли родителей и, в социальном аспекте, укреплению семейных ценностей.

Непосредственно связан с семейными отношениями и принцип приоритета семейного воспитания детей. Реализация этого принципа в Республике Беларусь наталкивается на ряд серьезных проблем. В первую очередь эти трудности затрагивают детей, оставшихся без родительской опеки. Приоритетной формой устройства таких детей является усыновление. Однако достаточно сложная процедура зачастую создает ряд трудностей для кандидатов в усыновители. Это, прежде всего, касается сбора большого количества документов.

Таким образом, принципы семейного права важны как для правоприменительной практики, так и для более глубокого уяснения сущности действующего брачно-семейного законодательства и его последующего совершенствования.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >