
Регулирование электронной торговли |
Регулирование электронной торговли в республике БеларусьАвтор: А.В. Семенчук, С.В. СеменчукЭлектронная торговля – разновидность электронного бизнеса, представляющая собой технологию совершения торговых операций и систему управления торговыми процессами с применением электронных средств обмена данными. Электронная торговля – продукт глобализации. Функционирование национальных рынков товаров и услуг, их интеграция в мировую экономическую систему затруднительны без развития электронной торговли, понимаемой в широком смысле как использование информационно-коммуникационных технологий на всех этапах проведения торговых операций. За рубежом электронная торговля применяется в розничной, оптовой, биржевой торговле, а также при осуществлении государственных закупок и охватывает, таким образом, все секторы экономики. Республика Беларусь не стоит в стороне от процессов внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в торгово-закупочную деятельность, подкрепляемых формированием законодательной и нормативно-правовой базы, регламентирующей данный вид деятельности. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О торговле» от 28.07.2003 г. электронная торговля – это оптовая, розничная торговля, характеризующаяся заказом, покупкой, продажей товаров с использованием информационных систем и сетей. При электронной торговле покупатели заказывают товар и осуществляют его приобретение посредством информационных систем и сетей. Распространенные в Республике Беларусь электронные магазины по названному определению можно отнести скорее к области торговли по образцам с использованием сети Интернет, нежели к электронной торговле. Тем не менее, бизнес с применением отдельных элементов электронной торговли развивается заметными темпами и требует освещения вопросов правового регулирования. Нормативным актом, способствующим развитию электронной коммерции, стал Закон Республики Беларусь «Об электронном документе», который непосредственно регулирует общественные отношения в сфере сети Интернет. Закон устанавливает правовые основы применения электронных документов, определяет основные требования к электронным документам, а также права, обязанности и ответственность участников правоотношений, возникающих в сфере обращения электронных документов. Закон признает юридическую силу за электронным документом, под которым понимается любая информация, зафиксированная на машинном носителе, представленная в форме, понятной для восприятия человека. Электронный документ в обязательном порядке должен содержать электронную подпись и иные реквизиты, позволяющие его идентифицировать. Электронная подпись является средством подтверждения волеизъявления сторон, установления подлинности и целостности электронного документа. Закон «Об электронном документе» устанавливает, что посредством обмена электронными документами могут заключаться сделки, производиться электронные платежи, осуществляться переписка, передача документов и иной информации. Закон также устанавливает, что в случае, если законодательство Республики Беларусь требует, чтобы документ был оформлен письменно либо представлен в письменной форме, то электронный документ считается соответствующим этим требованиям. Постановление Правления Национального Банка Республики Беларусь от 26 ноября 2003 года, № 201 « О правилах осуществления операций с электронными деньгами» регламентирует использование электронных денег на территории Республики Беларусь. В Республике Беларусь подавляющее большинство магазинов принимают заказ через Интернет, а оплата за товар производится наличными деньгами в месте нахождения покупателя. При реализации продукции (работ, услуг) за наличный расчет прием денежных средств осуществляется по приходным кассовым ордерам либо отрывным талонам ( билетам), зарегистрированным в инспекции Министерства по налогам и сборам. Для осуществления продажи товаров через электронный магазин обязательно наличие лицензии. На практике часто онлайн-магазин « привязывают» к стационарному магазину, обладающему лицензией. Деятельность электронных магазинов должна соответствовать действующему законодательству о защите прав потребителей. В частности, продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. В настоящее время в белорусском законодательстве еще не нашли разрешения многие вопросы, связанные с особенностями ведения электронной коммерции. Среди них вопросы защиты информации о характере, размере и частоте совершения электронных сделок, обнародования и передачи третьим лицам личных данных, а также принцип обеспечения эффективной правовой защиты онлайновых покупателей. Тем не менее, несмотря на то, что правовое регулирование торговли в Интернет несовершенно, имеющиеся инструменты правового регулирования в целом охватывают сферу электронной коммерции. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|