Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Деятельность общественных объединений





Деятельность общественных объединений

Правовое регулирование деятельности общественных объединений в республике Беларусь

Автор: Т.Г. Соловей

Важным направлением трансформации политических систем на постсоветском пространстве является формирование развитой системы общественных объединений. В этой связи большое теоретическое и практическое значение приобретает проблематика правовой институционализации политических партий и иных общественных объединений, закрепления их правового статуса.

Советское законодательство об общественных организациях не отличалось полнотой и глубиной разработки. Длительное время лишь принятое ВЦИК и СНК СССР 10 августа 1932 г. «Положение о добровольных обществах и союзах» регулировало порядок создания и деятельности общественных объединений.

Вторая половина 80-х годов ХХ в. ознаменовалась ростом политической активности граждан, созданием неформальных общественных формирований, многие из которых стали прообразом новых общественных организаций и политических партий. В феврале 1990 г. Внеочередной съезд народных депутатов СССР отменил статью 6 Конституции СССР о руководящей и направляющей роли КПСС, что фактически означало легализацию принципа политического плюрализма и открыло дорогу многопартийности 9 октября 1990 г. был принят Закон СССР « Об общественных объединениях», который гарантировал гражданам свободу создания общественных формирований и упростил процедуру их регистрации.

Интенсивный процесс создания политических партий и общественных организаций в суверенной Беларуси в начале 90-х годов потребовал формирования и совершенствования их правовой базы. Конституцией Республики Беларусь гарантировано создание условий для свободного и достойного развития личности, многообразие политических институтов, идеологий и мнений, свобода ассоциаций. В апреле 1992 г. был принят Закон Республики Беларусь «О профессиональных союзах», 4 октября 1994 г. – Закон «Об общественных объединениях» и 5 октября 1994 г. – Закон « О политических партиях», которые определили правовой статус политических партий и других общественных объединений, их права, принципы и условия деятельности.Впоследствии в эти законы вносились определенные изменения и дополнения, в частности в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений» от 26 января 1999 г. , Гражданским кодексом Республики Беларусь и др.
Новые редакции Законов Ре спублики Беларусь « Об общественных объединениях» и « О политических партиях» от 19 июля 2005 г. , последующие ко р -ректировки от 8 мая 2007 г. содержат ряд нововведений, направленных на совершенствование внутриорганизационных отношений в объединениях. В Законах более точно определены условия формирования и деятельности органов объединений, а также разграничение их компетенции; предъявляются новые требования к уставам общественных объединений и их названиям. Детально регламентирован порядок государственной регистрации и постановки на учет организационных структур объединений. Вводится институт приостановления деятельности политических партий и других общественных объединений. В новых редакциях Законов комплексно урегулированы вопросы создания и деятельности союзов (ассоциаций) общественных объединений и политических партий и определен их правовой статус. Урегулированы вопросы, связанные с членством в общественных объединениях юридических лиц, созданием молодежных и детских общественных объединений, а также делением общественных объединений по территориальному признаку на международные, республиканские и местные.

Позитивной тенденцией развития правового регулирования общественных объединений стала разработка и принятие законодательных актов, определяющих отношения государства с конкретными видами добровольных объединений, что способствует повышению эффективности их деятельности, развитию системы социального партнерства ( Закон « О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь» от 9 ноября 1999 г. , Закон Республики Беларусь « О творческих союзах и творческих работниках» от 16 декабря 1999 г. , новая редакция Закона « О профессиональных союзах» от 11 января 2000 г. и др.).

Объявление:

Тем самым в стране накоплен значительный опыт правового регулирования организации и деятельности общественных объединений, созданы соответствующие правовые нормы и институты. Правовое положение политических партий, профсоюзов и иных общественных объединений регламентируется Конституцией Республики Беларусь, специальными законами, а также другими нормативными актами. Основными направлениями правовой институционализации общественных объединений являются: закрепление права граждан на объединение, свободы образования и деятельности политических партий и других видов общественных объединений; регламентация порядка образования и прекращения деятельности объединений; определение места и роли общественных объединений в политической системе, их задач, функций, прав и обязанностей; регулирование финансовой деятельности общественных объединений и др. Белорусское законодательство в целом соответствует международным стандартам в области свободы союзов и ассоциаций. По состоянию на 1 января 2007 г. в республике зарегистрировано 2248 общественных объединений, 37 профсоюзов, 17 союзов общественных объединений, 56 фондов [ 1, с. 32].

Можно предположить, что в дальнейшем законодательное регулирование деятельности общественных объединений будет развиваться как по пути совершенствования действующих правовых норм, так и по пути принятия новых нормативно-правовых актов, комплексно регулирующих эту сферу и устраняющих существующие пробелы. Развитие правового регулирования деятельности добровольных объединений должно быть ориентировано на отношения социального партнерства, усиление взаимодействия общественных объединений и органов государственной власти в рамках повышения эффективности социальной политики государства.

Желательно более четкое определение организационно-правовых форм общественных объединений, а соответственно особенностей их создания и деятельности, взаимодействия с органами государственной власти. Представляется необходимым совершенствование процедуры регистрации создаваемых общественных объединений в плане ее упрощения и ускорения; нормативное закрепление механизма доступа политических партий и общественных объединений к государственным средствам массовой информации. В перспективе возможно рассмотрение вопроса о введении смешанной избирательной системы, частичном государственном финансировании политических партий. Значительный интерес представляет изучение и использование зарубежного опыта правового регулирования вопросов организации и деятельности общественных объединений как важного института политической системы и гражданского общества.

Список литературы

1. Слижевский, О. Правовое регулирование вопросов создания общественных объединений в странах ЕврАзЭС / О. Слижевский // Юстиция Беларуси. – 2007. – № 3. – С. 32.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >