Оказание международной правовой помощи |
Проблемы правового регулирования оказания международной правовой помощи по уголовным деламАвтор: С.А. СенькоДинамика уголовно-процессуальных отношений обусловлена целым рядом объективных и субъективных факторов, среди которых особое место в силу известных причин занимает институт оказания международной правовой помощи по уголовным делам. В Республике Беларусь концепция оказания международной правовой помощи по уголовным делам разработана на достаточно серьезном уровне и получила свое закрепление в действующем Уголовно-процессуальном кодексе Республики Беларусь ( далее по тексту – УПК) (см. Закон Республики Беларусь от 4 января 2008 г. «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам оказания международной правовой помощи по уголовным делам») и Законе Республики Беларусь от 8 мая 2004 года « О международной правовой помощи по уголовным делам». Вместе с тем необходимо отметить, что правоприменительная деятельность органов уголовного преследования выявляет немало проблемных вопросов, связанных с правовой регламентацией отношений, возникающих в процессе реализации международной правовой помощи по уголовным делам, которые требуют своего быстрейшего разрешения на правоприменительном и законодательном уровнях. Таковыми, в частности, являются вопросы исчисления, продления и зачета процессуальных сроков содержания лиц, подлежащих экстрадиции, под стражей на территории иностранного государства. Общеизвестно, что обязательным условием исполнения компетентными органами иностранных государств просьбы об экстрадиции обвиняемых на территорию Республики Беларусь является, прежде всего, наличие соответствующего решения отечественного органа уголовного преследования о применении к данному лицу меры пресечения в виде заключения под стражу. При этом, вопрос о дальнейшем продлении национальными органами уголовного преследования сроков содержания под стражей подобных обвиняемых в УПК не решен. В то же время, в соответствии с частью 4 и частью 9 статьи 127 УПК предельный срок содержания под стражей лица не должен превышать 18 месяцев. Дальнейшее продление возможно лишь Председателем Верховного Суда Республики Беларусь только при необходимости предоставления обвиняемому и его защитникам времени для ознакомления с материалами уголовного дела. Таким образом, длительное решение вопроса об экстрадиции обвиняемых зачастую приводит к тому, что предельный срок содержания лица под стражей по УПК истекает. В связи с этим выданное органам уголовного преследования Республики Беларусь лицо не может быть заключено под стражу, и в отношении его не могут быть применены иные меры пресечения, реально гарантирующие достижения задач, стоящих перед уголовным процессом. На наш взгляд, в рассматриваемой ситуации следует исходить из того, что взаимодействие Республики Беларусь при осуществлении международно-правовой помощи с государствами-членами Содружества Независимых Государств регулируется Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. (Минская Конвенция) и Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 7 октября 2002 г. (Кишиневская Конвенция). В обеих Конвенциях ( статья 6 1-2 Минской Конвенции, статья 74 Кишиневской Конвенции) содержится однозначно трактуемое правило, согласно которому время задержания и содержания выдаваемого лица под стражей на территории запрашиваемого Республикой Беларусь государства должно засчитываться Республикой Беларусь в общий 18-ти месячный срок содержания лица под стражей в Республике Беларусь. Таким образом, независимо от того, продлевают ли отечественные прокуроры процессуальные сроки содержания лиц под стражей на территории запрашиваемого государства или нет (по Кишиневской Конвенции такое продление обязательно в силу требований статьи 73, по Минской Ко н -венции необходимость подобного продления трактуется с долей сомнения), срок задержания и содержания лица под стражей на территории запрашиваемого государства необходимо засчитывать при определении максимально допустимого процессуального срока нахождения лица под стражей в Республике Беларусь. В соответствии с действующими нормами УПК и указанных Конвенций, такое решение следует принимать и в том случае, если оно изначально будет препятствовать надлежащему проведению предварительного расследования по уголовному делу. Объявление: Совершенно иная картина прослеживается при осуществлении Республикой Беларусь международной правовой помощи в рамках имеющихся двухсторонних договоров об оказании правовой помощи, а также в процессе оказания правовой помощи на основании принципа взаимности. В этом случае на органы уголовного преследования Республики Беларусь (если обратное не трактуется из содержания договора либо требования органа юстиции иностранного государства), по нашему мнению, не возлагается обязанность по зачету в указанные в статье 127 УПК сроки времени задержания и содержания выдаваемого лица под стражей на территории запрашиваемого государства. В данной ситуации вопрос о продлении отечественными прокурорами срока содержания лица под стражей на территории иностранного государства должен разрешаться только на основании положений текущего законодательства Республики Беларусь. Анализ предписаний УПК и иных нормативных правовых актов (статьи 1 «Законы, определяющие порядок уголовного процесса», статьи 3 «Пределы действия уголовно-процессуального закона», статьи 117 «Основания применения мер пресечения», статьи 126 «Заключение под стражу», статьи 127 «Сроки содержания под стражей и порядок их продления», раздела XV «Международная правовая помощь по уголовным делам на основе принципа взаимности» и др. статей УПК, статей Закона Республики Беларусь « О порядке и условиях содержания лиц под стражей» от 16 июня 2003 г. и положений других нормативных правовых актов) свидетельствует о том, что время задержания и содержания лица под стражей на территории иностранного государства в связи с решением вопроса о его экстрадиции не должно засчитываться в общие сроки содержания лица под стражей в Республике Беларусь, указанные в статье 127 УПК. Дело в том, что лицо, содержащееся под стражей на территории иностранного государства находится в не юрисдикции органов уголовного преследования Республики Беларусь и основанием его заключения под стражу являются не фактические и юридические данные, указанные в статье 117 УПК, а необходимость решения вопроса об экстрадиции лица. По нашему мнению, обязанность прокуратуры санкционировать продление сроков содержания лица под стражей в порядке статьи 127 УПК появляется в рассматриваемом случае у прокурора лишь с момента передачи лица правоохранительным органам Республики Беларусь. В целях же дальнейшего совершенствования правовой регламентации уголовно-процессуальной деятельности при оказании международной правовой помощи по уголовным делам и единообразного толкования, и применения норм уголовно-процессуального законодательства, законодателю необходимо рассмотреть и положительно решить вопрос о дополнении части 4 статьи 127 УПК правилом о возможности продления Генеральным прокурором Республики Беларусь максимального 18-ти месячного срока содержания лиц под стражей на срок задержания и нахождения лица под стражей на территории иностранного государства в связи с решением вопроса о его экстрадиции. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|