Информация как объект правового регулирования |
Информация как объект правового регулированияАвтор: В.В. Боричевская Информация в настоящее время, является стратегическим национальным ресурсом, основным богатством страны. Двадцать первый век по прогнозам ученых войдет в историю человечества как век перехода в информационное общество, в котором будут полностью удовлетворяться информационные потребности каждого его члена. Производство информационных продуктов и информационной техники уже вышло в развитых странах на первые роли, как по объемам, так и по числу занятых. Становление и развитие информационных ресурсов создало и поддерживает объективные предпосылки нового вида общественных отношений – информационных, основой которых является относительно новая категория – информация. Информация стала первоосновой жизни современного общества, предметом и продуктом его деятельности, а процесс ее создания, накопления, хранения, передачи и обработки в свою очередь стимулировал прогресс в области орудий ее производства: электронно-вычислительной техники, средств телекоммуникаций и систем связи. Академик В.В. Парин со своими соавторами так выразил это явление: «Одним из фундаментальных результатов научного познания ХХ в., имеющих непреходящее мировоззренческое значение явилось установление принципиальной неполноты той картины объективной реальности, которую рисовала наука ХIХ в. на базе четырех основополагающих понятий материи, движения, и времени... Для получения целостной картины реальности к четырем вышеупомянутым категориям оказалось необходимым добавить понятие информации, которое всегда присутствовало в обыденном языке, но не включалось в обиход науки» [1]. Исследование различных точек зрения на содержание понятия «информация», в свое время высказанных известными учеными в областях философии, кибернетики и криминалистики – К. Шеннона, Н. Винера, В.А. Бокарева, Л. Бриллюэна, В.М. Салтевского, Л.Н. Серавина, Д.И. Юрге-ланса, А.И. Трусова, А.Д. Ур с ул а , Ю.А. Шрейдера, У. Майлса, А.И. Берга, Б.В. Бирюкова, И.Б. Новика, Т.Д. Павлова, Р.С. Белкина, В.Д. Арсеньева и других, позволяет сделать вывод о том, что единого, универсального трактования определения « информация», нет. Объявление: С криминалистической точки зрения можно остановиться на определениях информации, которое дали А.М. Коршунов и А.Ф. Полторацкий: «Информация есть свойство материальных явлений благодаря той представительной роли, которую они приобретают, становясь процессами, опосредствующими жизнедеятельность животных и человека» [2], а также А.И. Берг и Б.В. Бирюков: «Понятие информации, фиксируя определенную сторону процессов в явлении реального Мира, связанную с их структурностью, организованностью, разнообразием, вместе с тем проливает новый свет на фундаментальное свойство отражения, неразрывно связанное с процессами взаимодействия материальных образований природы и общества» [3]. Важнейшими функциями информации, на мой взгляд, являются отражение, определяющее ее содержание, и опосредование, определяющее ее роль в материальных, биологических и социальных системах. Определение информации, данное в Законе Российской Федерации от 20.02.1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации» и в Законе Республики Беларусь от 06.09.1995 г. «Об информатизации»: «Сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления», представляется наилучшим образом соответствующим всем рассмотренным точкам зрения, если при этом иметь в виду, указанные выше функции информации. Это определение совпадает и с представлением об информации с точки зрения криминалистической науки, которая рассматривает все явления действительности в широком смысле, не ограничивая пределы изучения отдельными аспектами, а напротив, расширяя их до любых, имеющих значение, подробностей. Следует, однако, заметить, что криминалистика, уголовный процесс и другие юридические науки специального понятия «информация» не имеют. Применяемые в криминалистике понятия «след», «идеальный след» имеют значительное сходство с информацией, поскольку являются ее разновидностями, и выполняют присущие информации функции отражения и опосредования. В уголовном процессе наличие или отсутствие общественно опасного деяния, виновность лица устанавливаются фактическими данными, то есть доказательствами по делу (ст. 88 УПК РБ). Здесь мы имеем дело также с разновидностью информации, в отношении которой режим получения и использования установлен уголовно-процессуальным законом. Информация является главным и определяющим элементом информационной среды, как сферы (среды) субъектов, связанной с созданием, преобразованием и потреблением информации [4]. Информационная сфера представляет собой самостоятельную сферу национальной безопасности, в которой необходимо обеспечить защиту информационных ресурсов, систем их формирования распространения и использования, информационной инфраструктуры, реализацию прав на информацию государства, юридических лиц, граждан. Происходящие в настоящее время процессы преобразования в политической жизни и экономике Беларуси оказывают непосредственное влияние на состояние ее информационной безопасности. Право человека на информацию должно быть признано и реализовано как конституционное право. Поэтому невозможно обеспечить устойчивого состояния защищенности интересов граждан, общества и государства без создания должных организационно-правовых условий в информационных правоотношениях. Общественно опасные деяния в области информационных правоотношений, представляющие угрозу информационной безопасности. Такие деяния подпадают под санкции статей УК, содержащихся в 3 1 главе « Преступления против информационной безопасности». Однако, на мой взгляд, эти понятия не охватывают всех общественно опасных деяний в сфере информационных правоотношений. В судебно-следственной практике допускаются ошибки при отграничении неправомерных действий с компьютерной информацией от иных преступлений, совершаемых с использованием компьютерных инструментов в качестве способа преступления. Нередки случаи, когда содеянному дается неправильная оценка, и преступление квалифицируется не как компьютерное, а по другим статьям УК РБ, тем самым виновные в компьютерном мошенничестве уходят от ответственности за совершение опасного преступления. Отсутствие научно обоснованных методик, неразработанность тактики борьбы с компьютерными преступлениями делает малоэффективными принимаемые правоохранительными органами меры по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию данных преступлений. Основные цели и задачи обеспечения информационной безопасности Республики Беларусь определяются на базе устойчивых приоритетов национальной безопасности, отвечающих долговременным интересам общественного развития. Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Республике Беларусь создана и продолжает развиваться система правовых норм, регулирующих отношения при обеспечении безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью. Список литературы Парин,В.В. Проблемы кибернетики / В.В. Парин [ и др.]. – М.: Новый Мир. – 1969. – С. 42 – 43. Коршунов, А.М. Знак как форма функционального отражения / А.М. Коршунов, А.Ф. Полторацкий // Ве стник МГУ. – 1969. – .№ 1. – С. 14 – 15. Берг, А.И. Общенаучное значение принципа отражения. Ленинская теория отражения и современная наука / А.И. Берг, Б.В. Бирюков. – София, 1973. – С. 107. Об участии в международном информационном обмене: Закон Российской Федерации от 04.07.1996 г. Об информатизации: Закон Республики Беларусь от 06.09.1995 г. Румянцев, А.Г. http://www.aha.ru/~andrew_r/index.htm Шиверский, А.А. Защита информации: проблемы теории и практи-/ А.М. Шиверский. – М.: Юрист, 1996. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|