Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Информация как объект правового регулирования





Информация как объект правового регулирования

Информация как объект правового регулирования

Автор: В.В. Боричевская

Информация в настоящее время, является стратегическим нацио­нальным ресурсом, основным богатством страны. Двадцать первый век по прогнозам ученых войдет в историю человечества как век перехода в ин­формационное общество, в котором будут полностью удовлетворяться ин­формационные потребности каждого его члена. Производство информа­ционных продуктов и информационной техники уже вышло в развитых стра­нах на первые роли, как по объемам, так и по числу занятых.

Становление и развитие информационных ресурсов создало и под­держивает объективные предпосылки нового вида общественных отноше­ний – информационных, основой которых является относительно новая ка­тегория – информация. Информация стала первоосновой жизни современ­ного общества, предметом и продуктом его деятельности, а процесс ее со­здания, накопления, хранения, передачи и обработки в свою очередь стиму­лировал прогресс в области орудий ее производства: электронно-вычисли­тельной техники, средств телекоммуникаций и систем связи.

Академик В.В. Парин со своими соавторами так выразил это явление: «Одним из фундаментальных результатов научного познания ХХ в., имею­щих непреходящее мировоззренческое значение явилось установление прин­ципиальной неполноты той картины объективной реальности, которую ри­совала наука ХIХ в. на базе четырех основополагающих понятий материи, движения, и времени... Для получения целостной картины реальности к четырем вышеупомянутым категориям оказалось необходимым добавить понятие информации, которое всегда присутствовало в обыденном языке, но не включалось в обиход науки» [1].

Исследование различных точек зрения на содержание понятия «ин­формация», в свое время высказанных известными учеными в областях философии, кибернетики и криминалистики – К. Шеннона, Н. Винера, В.А. Бокарева, Л. Бриллюэна, В.М. Салтевского, Л.Н. Серавина, Д.И. Юрге-ланса, А.И. Трусова, А.Д. Ур с ул а , Ю.А. Шрейдера, У. Майлса, А.И. Берга, Б.В. Бирюкова, И.Б. Новика, Т.Д. Павлова, Р.С. Белкина, В.Д. Арсеньева и других, позволяет сделать вывод о том, что единого, универсального трак­тования определения « информация», нет.

Объявление:

С криминалистической точки зрения можно остановиться на определе­ниях информации, которое дали А.М. Коршунов и А.Ф. Полторацкий: «Ин­формация есть свойство материальных явлений благодаря той представи­тельной роли, которую они приобретают, становясь процессами, опосред­ствующими жизнедеятельность животных и человека» [2], а также А.И. Берг и Б.В. Бирюков: «Понятие информации, фиксируя определенную сторону про­цессов в явлении реального Мира, связанную с их структурностью, органи­зованностью, разнообразием, вместе с тем проливает новый свет на фунда­ментальное свойство отражения, неразрывно связанное с процессами взаимо­действия материальных образований природы и общества» [3].

Важнейшими функциями информации, на мой взгляд, являются отра­жение, определяющее ее содержание, и опосредование, определяющее ее роль в материальных, биологических и социальных системах.

Определение информации, данное в Законе Российской Федерации от 20.02.1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации» и в Законе Республики Беларусь от 06.09.1995 г. «Об информатизации»: «Све­дения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, незави­симо от формы их представления», представляется наилучшим образом соответствующим всем рассмотренным точкам зрения, если при этом иметь в виду, указанные выше функции информации. Это определение совпадает и с представлением об информации с точки зрения криминалистической науки, которая рассматривает все явления действительности в широком смысле, не ограничивая пределы изучения отдельными аспектами, а на­против, расширяя их до любых, имеющих значение, подробностей. Следует, однако, заметить, что криминалистика, уголовный процесс и другие юри­дические науки специального понятия «информация» не имеют. Применя­емые в криминалистике понятия «след», «идеальный след» имеют значи­тельное сходство с информацией, поскольку являются ее разновидностями, и выполняют присущие информации функции отражения и опосредова­ния. В уголовном процессе наличие или отсутствие общественно опасного деяния, виновность лица устанавливаются фактическими данными, то есть доказательствами по делу (ст. 88 УПК РБ). Здесь мы имеем дело также с разновидностью информации, в отношении которой режим получения и использования установлен уголовно-процессуальным законом.

Информация является главным и определяющим элементом инфор­мационной среды, как сферы (среды) субъектов, связанной с созданием, преобразованием и потреблением информации [4].

Информационная сфера представляет собой самостоятельную сферу национальной безопасности, в которой необходимо обеспечить защиту информационных ресурсов, систем их формирования распространения и использования, информационной инфраструктуры, реализацию прав на информацию государства, юридических лиц, граждан. Происходящие в на­стоящее время процессы преобразования в политической жизни и эконо­мике Беларуси оказывают непосредственное влияние на состояние ее информационной безопасности. Право человека на информацию должно быть признано и реализовано как конституционное право.

Поэтому невозможно обеспечить устойчивого состояния защищен­ности интересов граждан, общества и государства без создания должных организационно-правовых условий в информационных правоотношениях.

Общественно опасные деяния в области информационных правоот­ношений, представляющие угрозу информационной безопасности.

Такие деяния подпадают под санкции статей УК, содержащихся в 3 1 главе « Преступления против информационной безопасности». Однако, на мой взгляд, эти понятия не охватывают всех общественно опасных деяний в сфере информационных правоотношений.

В судебно-следственной практике допускаются ошибки при отграниче­нии неправомерных действий с компьютерной информацией от иных пре­ступлений, совершаемых с использованием компьютерных инструментов в качестве способа преступления. Нередки случаи, когда содеянному дается неправильная оценка, и преступление квалифицируется не как компьютер­ное, а по другим статьям УК РБ, тем самым виновные в компьютерном мо­шенничестве уходят от ответственности за совершение опасного преступле­ния. Отсутствие научно обоснованных методик, неразработанность тактики борьбы с компьютерными преступлениями делает малоэффективными при­нимаемые правоохранительными органами меры по выявлению, предуп­реждению, пресечению и раскрытию данных преступлений.

Основные цели и задачи обеспечения информационной безопаснос­ти Республики Беларусь определяются на базе устойчивых приоритетов национальной безопасности, отвечающих долговременным интересам об­щественного развития. Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Республике Беларусь создана и продолжает развиваться система правовых норм, регулирующих отноше­ния при обеспечении безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной обла­сти, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.

Список литературы

Парин,В.В. Проблемы кибернетики / В.В. Парин [ и др.]. – М.: Новый Мир. – 1969. – С. 42 – 43.

Коршунов, А.М. Знак как форма функционального отражения / А.М. Коршунов, А.Ф. Полторацкий // Ве стник МГУ. – 1969. – .№ 1. – С. 14 – 15.

Берг, А.И. Общенаучное значение принципа отражения. Ленинская теория отражения и современная наука / А.И. Берг, Б.В. Бирюков. – София, 1973. – С. 107.

Об участии в международном информационном обмене: Закон Российской Федерации от 04.07.1996 г.

Об информатизации: Закон Республики Беларусь от 06.09.1995 г.

Румянцев, А.Г. http://www.aha.ru/~andrew_r/index.htm

Шиверский, А.А. Защита информации: проблемы теории и практи-/ А.М. Шиверский. – М.: Юрист, 1996.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >