
Обеспечения предупреждения преступности |
Е.В. Марковичева Некоторые проблемы криминалистического обеспечения предупреждения преступности несовершеннолетнихОтличительной чертой современного времени являются тревожные показатели в структуре преступности, свидетельствующие о все большем вовлечении в преступную деятельность несовершеннолетних. Такая ситуация характерна не только для России или стран СНГ, но и для многих других стран с разным уровнем качества жизни, различными традициями и спецификой культуры. В силу возрастных особенностей несовершеннолетнего правонарушителя свою специфику имеют как уголовное судопроизводство по делам о преступлениях несовершеннолетних в целом, так и криминалистическая деятельность по расследованию и предупреждению данного вида преступности. Для современной России с ее тревожно высокими показателями подростковой преступности, составляющей в среднем по данным МВД России [ 1] около 13–14 % от общего числа совершенных преступлений весьма актуальной является задача совершенствования как деятельности по расследованию преступлений, совершенных несовершеннолетними, так и профилактической деятельности, осуществляемой параллельно с расследованием преступления. Осуществляя уголовное преследование в отношении несовершеннолетнего, следователь ( дознаватель) обязан акцентировать свое внимание не только на собирании, исследовании и оценке доказательств, но и на осуществлении деятельности по предупреждению в дальнейшем противоправного поведения несовершеннолетнего. Решение разноплановых задач при расследовании преступления определяет и формирует определенный алгоритм деятельности следователя на разных этапах расследования [2]. Профилактическая деятельность следователя (дознавателя) нередко неоправданно сужается и сводится только к внесению представлений о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления. Полагаем, что сведение профилактики только к внесению подобного представления является малоэффективным, а порой и вредным для решения определенных ситуационных задач. Еще большее недоумение вызывают предложения ряда авторов об оправданности внесения такого представления еще до возбуждения уголовного дела [3]. Очевидно, что это противоречит не только принципу презумпции невиновности, но и здравому смыслу, а также принципу использования системно-структурного анализа при расследовании преступлений. Не случайно российский законодатель поместил норму, регулирующую внесение данного представления в ч. 2 ст. 158 УПК РФ, которая называется «Окончание предварительного расследования», исходя из чего, есть основания полагать, что внесение данного представления должно быть итогом деятельности следователя по осуществлению доказывания. А криминалистические принципы осуществления технологии доказывания требуют, чтобы были соблюдены определенные правила моделирования при установлении механизма преступного события [4]. На наш взгляд, в данном случае мы имеем дело с « проблемной ситуацией расследования, характеризующейся негативными условиями: недостатком доказательственной и ориентирующей информации по конкретному уголовному делу» [5]. Бессистемность в моделировании криминальной ситуации при расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними, к сожалению, в следственной практике встречается достаточно часто. Поскольку законодатель вполне обоснованно расширил предмет доказывания по уголовному делу в отношении несовершеннолетнего, то следователь вынужден собирать новую, дополнительную информацию, которая в рамках построенной им модели может быть как совместимой, так и не совместимой с уже имеющейся информацией. В итоге современные следователи и дознаватели не всегда оказываются готовы к принятию и анализу этого нового знания. Выстраиванию версий нередко не предшествует этап качественного анализа имеющейся информации, установлению определенного рода системно-структурных связей. В итоге, либо не получается необходимая криминалистически значимая информация, либо она игнорируется, вследствие чего следователь предпочитает заполнять этот информационный пробел при помощи типичных версий, во многом определяемых уровнем его профессионализма и имеющимся жизненным опытом. В итоге, в основу прогнозирования следователем кладется не комплекс методов, среди которых немаловажное место должно занимать моделирование, а определенного рода экстраполяция, которая часто бывает неоправданной как в качестве основного метода, так и в качестве сведения ее сути к весьма механистическому переносу. Полагаем, что в данном случае налицо отсутствие системности в определении стратегии и тактики следственной деятельности. При этом нарушается сам процесс возникновения, закрепления и исследования доказательственной информации и существенно ограничивается возможность перспективного моделирования ситуации исправления несовершеннолетнего правонарушителя при прекращении в отношении него уголовного преследования с последующим применением принудительных мер воспитательного характера. Кроме того, такие дефекты в осуществлении следственной деятельности затруднят и без того чрезвычайно сложный процесс доказывания влияния на несовершеннолетних старших по возрасту лиц с целью вовлечения их в преступную деятельность, а соответственно и определение стратегии по устранению данного влияния. Таким образом, деятельность следователя, направленная на предупреждение преступности несовершеннолетних, не должна быть бессистемной и хаотичной. Она должна строиться по принципу комплексной стратегической оценки собственной деятельности, которая осуществляется на всех ее этапах. Такой подход требует хорошей профессиональной подготовки следователя ( дознавателя), наличия у него определенного жизненного опыта и опыта следственной работы, навыков организации следственной деятельности, способностей к ее планированию и рефлексии. Список литературы 1. Электронный ресурс: htt://www.mvd.ru. 2. Ищенко, Е. Алгоритмизация расследования / Е. Ищенко // Социалистическая законность. – 1990. – № 3. – С. – 63 – 65. 3. Орлова, Ю.Р. Особенности расследования и предупреждения преступлений несовершеннолетних / Ю.Р. Орлова. – М., 2006. – С. 159. 4. Корухов, Ю.Г. Основы теории криминалистической диагностики / Ю.Г. Ко р у х о в // Криминалистика: учебник для ву зо в МВД России.М. 1995. – Т. 1. – С. 122. 5. Волчецкая, Т.С. Криминалистическая ситуалогия / Т.С. Волчецкая. – М. – Калининград, 1997. – С. 17. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|