Хищения гражданского оружия |
В.А. Талалаев Правовое регулирование противодействия хищениям гражданского оружия в республике БеларусьЗакон Республики Беларусь «Об оружии» разрешает физическим лицам иметь в собственности гражданское оружие, особо подчеркивая его предназначение – для использования в целях самообороны, для занятий спортом и охотой . Статья 7 закона к гражданскому оружию относит: оружие самообороны, спортивное оружие, охотничье оружие [ 1]. Анализ статистических данных и другой информации свидетельствует о том, что более половины уголовных дел о хищениях оружия, находящихся в производстве, возбуждены именно по фактам краж гражданского оружия. Такое оружие похищается в основном из жилых помещений (квартир, домов, дач). Условиями, способствующими хищениям, зачастую является ненадлежащее хранение оружия его владельцами. Ключи от мест хранения, как правило, находятся в помещениях, имеющих свободный доступ для посторонних лиц, оружие хранится вне установленных мест (в шкафах, под кроватью, на стене) и остается без присмотра, а также нередко утрачивается вследствие употребления алкоголя владельцами оружия. Кроме указанных, в практике имеются случаи хищений, совершенные членами семьи потерпевшего. Субъект преступления необоснованно полагает, что оружие принадлежит ему тоже, и он вправе им распорядиться по собственному усмотрению. Зачастую такие хищения совершаются во время длительного отсутствия законного владельца. Здесь следует отметить, что законодательство предусматривает дополнительные меры обеспечения сохранности оружия. Так, оружие и боеприпасы могут передаваться: в органы внутренних дел (на время отпуска, командировки, лечения и в иных случаях); в организации, ведущие охотничье хозяйство; спортивным организациям, имеющим специально оборудованные помещения. Одним из предметов хищений зачастую становится неучтенное в установленном порядке гражданское оружие. Здесь представляется обоснованным предположение о том, что фактическое количество оружия, находящегося в незаконном обороте, существенно превышает имеющиеся статистические данные из-за высокого уровня латентности подобных преступлений, которая обусловлена несвоевременным выявлением многих случаев хищений предметов вооружения. Лица, имеющие неучтенное оружие, не заявляют о совершенном хищении, так как указанные предметы находились у них без соответствующего разрешения. Законом запрещается юридическим и физическим лицам хранить и использовать найденное или переданное им оружие, собственниками которого они не являются. В целях предупреждения правонарушений, совершаемых в отношении неучтенного оружия и с его применением, Ук а з о м Президента Республики Беларусь утверждено «Положение о регистрации не учтенного в установленном порядке гражданского оружия» [2]. По некоторым данным, за время действия Указа в территориальные органы поступили заявления о регистрации более 100 единиц оружия и порядка 300 сданы добровольно. Как показывает практика, в большинстве случаев сдаются газовые пистолеты и охотничьи винтовки, оставшиеся по наследству от близких родственников. В принудительном порядке в 2007 году изъято более 120 единиц оружия. Ук а з о м Президента Республики Беларусь утверждены «Положение о порядке ведения и издания Государственного кадастра служебного и гражданского оружия и боеприпасов» и « Положение о порядке проведения сертификации служебного и гражданского оружия и боеприпасов» [3]. Кадастр является официальным сборником, содержащим систематизированные сведения о служебном и гражданском оружии и боеприпасах, разрешенных к обороту на территории Республики Беларусь. Сертификация оружия и боеприпасов проводится в целях обеспечения их безопасности при обороте на территории Республики Беларусь путем осуществления процедуры, посредством которой орган по сертификации устанавливает и письменно уведомляет, что оружие и боеприпасы соответствуют требованиям технических нормативных правовых актов, а также путем проверки соответствия характеристик оружия и боеприпасов криминалистическим требованиям Министерства внутренних дел. Органы внутренних дел имеют право осматривать места хранения оружия и боеприпасов, требовать предоставления документов или их копий, письменной или устной информации, необходимых для осуществления контроля. При выявлении нарушений правил хранения ими даются обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений, и запрещается в пределах своей компетенции деятельность соответствующих объектов. Статистические данные на протяжении длительного периода времени свидетельствуют о широкой распространенности нарушений административного законодательства в указанной сфере. И это количество только выявленных и зарегистрированных нарушений. Реальное количество подобных деяний, несомненно, существенно превышает имеющиеся показатели. В этой связи одной из действенных мер профилактики хищений гражданского оружия будет являться решение вопросов, связанных с возбуждением уголовных дел за ненадлежащее исполнение обязанностей по охране предметов вооружения в порядке ст. 298 УК Республики Беларусь, выявля-емость которых также остается на низком уровне. Кроме указанного выше, считаем целесообразным при выдаче (или продлении) разрешения на право владения гражданским оружием обязать владельцев (а не рекомендовать им) установить в квартире охранную сигнализацию. При этом предусмотреть возможность постановки на охрану отдельно непосредственное место хранения оружия (сейф, ящик и т.п.). В настоящее время установка охранно-пожарной сигнализации и оборудование квартиры металлической входной дверью с дополнительным замком и металлическим коробом предусматривается применительно к жилищу граждан, имеющих коллекции оружия. Кроме того, в окна квартиры, расположенной на первом ( последнем) этаже здания, дополнительно устанавливается металлическая решетка либо оборудуется дополнительный рубеж охранно-пожарной сигнализации. Такие меры, несомненно, способствуют недопущению хищений оружия и его последующему незаконному обороту. Объявление: На общее количество приобретенного гражданином Республики Беларусь охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом введены ограничения, – не более двух единиц, а гладкоствольного оружия – трех единиц, за исключением случаев, когда перечисленные виды оружия являются объектом коллекционирования. Из нарезного оружия, находящегося в собственности граждан, проводится отстрел. Такое мероприятие организуется подразделениями разрешительной системы органов внутренних дел и производится комиссией в составе не менее трех человек. Пули и гильзы хранятся по месту отстрела до момента внедрения в ГЭКЦ автоматизированных систем обработки баллистической информации. Список литературы 1. Об оружии: Закон Респ. Беларусь, 13 нояб. 2001 г., № 61–3: в ред. Закона Ре сп. Беларусь от 04.01.2007 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО « ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2008. 2. О некоторых мерах по обеспечению регистрации не учтенного в установленном порядке гражданского оружия: Ука з Президента Респ. Беларусь, 27 марта 2007 г. , № 148 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2008. 3. Об утверждении положения о порядке ведения и издания государственного кадастра служебного и гражданского оружия и боеприпасов и положения о порядке проведения сертификации служебного и гражданского оружия и боеприпасов: Ук а з Президента Респ. Беларусь, 13 февр. 2003 г. , № 7 1: в ред. У к а з о в Президента Республики Беларусь от 16.11.2004 г. , № 554, от 10.05.2006 г. , № 309, от 12.01.2007 г. , № 23 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2008. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|