Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Хищения гражданского оружия





Хищения гражданского оружия

В.А. Талалаев

Правовое регулирование противодействия хищениям гражданского оружия в республике Беларусь

Закон Республики Беларусь «Об оружии» разрешает физическим ли­цам иметь в собственности гражданское оружие, особо подчеркивая его пред­назначение – для использования в целях самообороны, для занятий спортом и охотой . Статья 7 закона к гражданскому оружию относит: оружие самообо­роны, спортивное оружие, охотничье оружие [ 1].

Анализ статистических дан­ных и другой информации свидетельствует о том, что более половины уго­ловных дел о хищениях оружия, находящихся в производстве, возбуждены именно по фактам краж гражданского оружия. Такое оружие похищается в основном из жилых помещений (квартир, домов, дач). Условиями, способ­ствующими хищениям, зачастую является ненадлежащее хранение оружия его владельцами. Ключи от мест хранения, как правило, находятся в помеще­ниях, имеющих свободный доступ для посторонних лиц, оружие хранится вне установленных мест (в шкафах, под кроватью, на стене) и остается без при­смотра, а также нередко утрачивается вследствие употребления алкоголя вла­дельцами оружия. Кроме указанных, в практике имеются случаи хищений, совершенные членами семьи потерпевшего. Субъект преступления необос­нованно полагает, что оружие принадлежит ему тоже, и он вправе им распо­рядиться по собственному усмотрению. Зачастую такие хищения соверша­ются во время длительного отсутствия законного владельца. Здесь следует отметить, что законодательство предусматривает дополнительные меры обес­печения сохранности оружия. Так, оружие и боеприпасы могут передавать­ся: в органы внутренних дел (на время отпуска, командировки, лечения и в иных случаях); в организации, ведущие охотничье хозяйство; спортивным организациям, имеющим специально оборудованные помещения.

Одним из предметов хищений зачастую становится неучтенное в уста­новленном порядке гражданское оружие. Здесь представляется обоснован­ным предположение о том, что фактическое количество оружия, находяще­гося в незаконном обороте, существенно превышает имеющиеся статис­тические данные из-за высокого уровня латентности подобных преступле­ний, которая обусловлена несвоевременным выявлением многих случаев хищений предметов вооружения. Лица, имеющие неучтенное оружие, не заявляют о совершенном хищении, так как указанные предметы находились у них без соответствующего разрешения. Законом запрещается юридичес­ким и физическим лицам хранить и использовать найденное или передан­ное им оружие, собственниками которого они не являются. В целях предуп­реждения правонарушений, совершаемых в отношении неучтенного ору­жия и с его применением, Ук а з о м Президента Республики Беларусь утверж­дено «Положение о регистрации не учтенного в установленном порядке гражданского оружия» [2]. По некоторым данным, за время действия Указа в территориальные органы поступили заявления о регистрации более 100 единиц оружия и порядка 300 сданы добровольно. Как показывает практи­ка, в большинстве случаев сдаются газовые пистолеты и охотничьи винтов­ки, оставшиеся по наследству от близких родственников. В принудительном порядке в 2007 году изъято более 120 единиц оружия.

Ук а з о м Президента Республики Беларусь утверждены «Положение о порядке ведения и издания Государственного кадастра служебного и граж­данского оружия и боеприпасов» и « Положение о порядке проведения сер­тификации служебного и гражданского оружия и боеприпасов» [3]. Ка­дастр является официальным сборником, содержащим систематизирован­ные сведения о служебном и гражданском оружии и боеприпасах, разре­шенных к обороту на территории Республики Беларусь. Сертификация ору­жия и боеприпасов проводится в целях обеспечения их безопасности при обороте на территории Республики Беларусь путем осуществления проце­дуры, посредством которой орган по сертификации устанавливает и пись­менно уведомляет, что оружие и боеприпасы соответствуют требованиям технических нормативных правовых актов, а также путем проверки соответ­ствия характеристик оружия и боеприпасов криминалистическим требова­ниям Министерства внутренних дел.

Органы внутренних дел имеют право осматривать места хранения оружия и боеприпасов, требовать предоставления документов или их ко­пий, письменной или устной информации, необходимых для осуществле­ния контроля. При выявлении нарушений правил хранения ими даются обя­зательные для исполнения предписания об устранении нарушений, и зап­рещается в пределах своей компетенции деятельность соответствующих объектов. Статистические данные на протяжении длительного периода вре­мени свидетельствуют о широкой распространенности нарушений адми­нистративного законодательства в указанной сфере. И это количество толь­ко выявленных и зарегистрированных нарушений. Реальное количество подобных деяний, несомненно, существенно превышает имеющиеся пока­затели. В этой связи одной из действенных мер профилактики хищений граж­данского оружия будет являться решение вопросов, связанных с возбужде­нием уголовных дел за ненадлежащее исполнение обязанностей по охране предметов вооружения в порядке ст. 298 УК Республики Беларусь, выявля-емость которых также остается на низком уровне. Кроме указанного выше, считаем целесообразным при выдаче (или продлении) разрешения на пра­во владения гражданским оружием обязать владельцев (а не рекомендовать им) установить в квартире охранную сигнализацию. При этом предусмот­реть возможность постановки на охрану отдельно непосредственное место хранения оружия (сейф, ящик и т.п.). В настоящее время установка охран­но-пожарной сигнализации и оборудование квартиры металлической вход­ной дверью с дополнительным замком и металлическим коробом предус­матривается применительно к жилищу граждан, имеющих коллекции оружия. Кроме того, в окна квартиры, расположенной на первом ( последнем) этаже здания, дополнительно устанавливается металлическая решетка либо оборудуется дополнительный рубеж охранно-пожарной сигнализации. Та­кие меры, несомненно, способствуют недопущению хищений оружия и его последующему незаконному обороту.

Объявление:

На общее количество приобретенного гражданином Республики Бе­ларусь охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом введены ограничения, – не более двух единиц, а гладкоствольного оружия – трех еди­ниц, за исключением случаев, когда перечисленные виды оружия являются объектом коллекционирования. Из нарезного оружия, находящегося в соб­ственности граждан, проводится отстрел. Такое мероприятие организуется подразделениями разрешительной системы органов внутренних дел и про­изводится комиссией в составе не менее трех человек. Пули и гильзы хранят­ся по месту отстрела до момента внедрения в ГЭКЦ автоматизированных систем обработки баллистической информации.

Список литературы

1. Об оружии: Закон Респ. Беларусь, 13 нояб. 2001 г., № 61–3: в ред. Закона Ре сп. Беларусь от 04.01.2007 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Техно­логия 3000 [Электронный ресурс] / ООО « ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2008.

2. О некоторых мерах по обеспечению регистрации не учтенного в установленном порядке гражданского оружия: Ука з Президента Респ. Бела­русь, 27 марта 2007 г. , № 148 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2008.

3. Об утверждении положения о порядке ведения и издания государ­ственного кадастра служебного и гражданского оружия и боеприпасов и положения о порядке проведения сертификации служебного и гражданско­го оружия и боеприпасов: Ук а з Президента Респ. Беларусь, 13 февр. 2003 г. , № 7 1: в ред. У к а з о в Президента Республики Беларусь от 16.11.2004 г. , № 554, от 10.05.2006 г. , № 309, от 12.01.2007 г. , № 23 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2008.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >