
Противодействия торговле людьми |
С.Н. Шань Международное законодательство в области противодействия торговле людьми: теоретический аспектТорговля людьми – одна из самых опасных угроз современности. Фор-унижения людей, игнорирования их прав и свобод с каждым днем приобретают все более изощренные способы. С 2001 года в Республике Беларусь выявлены 1100 преступлений, связанных с вывозом людей за рубеж ( из них 481 – непосредственно торговля людьми), ликвидированы 11 международных преступных организаций и 53 организованные преступные группы. К уголовной ответственности привлечено более полутора тысячи человек, около тысячи преступников уже осуждено. В современных условиях торговля людьми и связанные с ней противоправные деяния становятся более скрытыми и замаскированными, что значительно затрудняет их выявление и расследование. Проблема торговли людьми как явление была известна с доисторических времен. Однако в современном обществе она приобрела оттенки латентности, организованности и транснациональности.
Торговля «живым товаром» активно развивается во всем мире главным образом из-за отсутствия надлежащей правовой базы, которая бы позволила бы эффективно бороться с этой проблемой. Вместе с тем торговля женщинами с целью их использования в качестве проституток является только одной из форм рабства. Эксплуатация на различных работах осуществляется лишь за питание и жизнь в условиях далеких от комфорта. Подневольные женщины могут использоваться для трансплантации органов и кожных покровов. С целью предупреждения и противодействия данному виду деятельности Республика Беларусь ратифицировала конвенцию 1956 года о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами, а также конвенцию 1981 года о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. С 2002 года в Республике Беларусь введена программа комплексных мер по противодействию торговле людьми и распространению проституции. В настоящее время по У к а з у Президента от 6 декабря 2007 год а , № 624 принята Государственная программа противодействия торговле людьми, нелегальной миграции и связанным с ними противоправным деяниям на 2008 – 2010 годы. Данная программа направлена на обеспечение плановой и скоординированной деятельности государственных органов и иных государственных организаций при осуществлении организационно-правовых, организационно-практических мероприятий, направленных на эффективное предупреждение, выявление и пресечение торговли людьми, нелегальной миграции и сопутствующих им противоправных деяний, а также на устранение причин, порождающих эти общественно опасные явления. Торговля людьми как значимая угроза транснационального характера подрывает безопасность не только отдельных государств, но и всего международного сообщества. Эффективно противодействовать им можно только объединив усилия мирового сообщества, независимо от имеющихся различий в политической, социально-экономической и культурной сферах. Это должно быть приоритетом в развитии внутренней и внешней политики каждого государства. В качестве универсального документа, затрагивающего все аспекты торговли людьми и меры, направленные на ее предупреждение является – Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, наказаний за нее, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности, принятый резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи от 15 ноября 2000 года в г. Палермо. Он вступил в силу в декабре 2003 г о д а . Его ратифицирова ли 76 го сударств. Протокол является первым международным документом, содержащим определение термина «торговля людьми» обязательного с правовой точки зрения для всех стран мира, в соответствии с которым торговля людьми означает осуществляемые в целях эксплуатации вербовку, перевозку, передачу, укрывательство или получение людей путем угрозы силой или ее применения, или других форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения, либо путем подкупа, в виде платежей или выгод, для получения согласия лица, контролирующего другое лицо. Эксплуатация включает, как минимум, эксплуатацию проституции других лиц или другие формы сексуальной эксплуатации, принудительный труд или услуги, рабство или обычаи, сходные с рабством, подневольное состояние или извлечение органов. В Протоколе указаны действия, которые сами по себе уголовно не наказуемы, но в комбинации с другими обстоятельствами дела становятся объективной стороной состава пре ступления « торговли людьми». Пункт 3 Протокола такими действиями признает вербовку, транспортирование, перевод, принятие на время или насовсем. Учитывая разветвляющиеся сети транснациональной преступности, к ответственности привлекаются все, кто участвовал как в транспортировке людей, как в основании начала этого процесса, так и приобретатели от этого процесса, получатели. Следующий аспект, который составляет похищение людей, как указано в п. 3 Протокола – выполнение перемещения недозволенными приемами, такими, как насилие, похищение, обман, принуждение. По этому фактору отличаются легальные действия ( например, туристические поездки) от торговли людьми – так отличается мотивация вовлеченных людей. И еще один аспект, который выделяется в понятии торговли людьми, – принудительная работа, служение, рабство или сексуальная эксплуатация. Протокол проводит различие между торговлей людьми и контрабандой людей, торговлей людьми и проституцией. Документ предлагает сделать постоянной практику возмещения жертвам причиненного ущерба из средств, конфискованных у преступников. Все эти меры – большой шаг на пути совершенствования средств и методов борьбы и предотвращения торговли. Он позволит, в частности, правоохранительным органам успешнее и эффективнее привлекать виновных в совершении таких преступлений к ответственности, опираясь на помощь пострадавших. Государства меняют свое отношение к жертвам торговли, переставая видеть в них преступников и признавая за ними статус жертвы преступления. Протокол запрещает применение любых видов наказания к пострадавшим от торговли. К сожалению, документ имеет ряд существенных недостатков, например, отсутствие запрета на уголовное преследование незаконных мигрантов. Таким образом, для противодействия негативным явлениям, связанным с торговлей людьми, необходимы как тесное международное сотрудничество, так и совершенная правовая база национального законодательства. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|