Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Противодействия торговле людьми





Противодействия торговле людьми

С.Н. Шань

Международное законодательство в области противодействия торговле людьми: теоретический аспект

Торговля людьми – одна из самых опасных угроз современности. Фор-унижения людей, игнорирования их прав и свобод с каждым днем приобретают все более изощренные способы. С 2001 года в Республике Бела­русь выявлены 1100 преступлений, связанных с вывозом людей за рубеж ( из них 481 – непосредственно торговля людьми), ликвидированы 11 междуна­родных преступных организаций и 53 организованные преступные группы. К уголовной ответственности привлечено более полутора тысячи человек, около тысячи преступников уже осуждено. В современных условиях торгов­ля людьми и связанные с ней противоправные деяния становятся более скры­тыми и замаскированными, что значительно затрудняет их выявление и рас­следование. Проблема торговли людьми как явление была известна с доисто­рических времен. Однако в современном обществе она приобрела оттенки латентности, организованности и транснациональности.

 

Торговля «живым товаром» активно развивается во всем мире глав­ным образом из-за отсутствия надлежащей правовой базы, которая бы по­зволила бы эффективно бороться с этой проблемой. Вместе с тем торговля женщинами с целью их использования в качестве проституток является толь­ко одной из форм рабства. Эксплуатация на различных работах осуществля­ется лишь за питание и жизнь в условиях далеких от комфорта. Подневольные женщины могут использоваться для трансплантации органов и кожных по­кровов. С целью предупреждения и противодействия данному виду деятель­ности Республика Беларусь ратифицировала конвенцию 1956 года о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами, а также конвенцию 1981 года о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. С 2002 года в Республике Беларусь введена программа комплексных мер по противодействию торговле людьми и распространению проституции. В настоящее время по У к а з у Президента от 6 декабря 2007 год а , № 624 принята Государственная программа противодействия торговле людьми, нелегаль­ной миграции и связанным с ними противоправным деяниям на 2008 – 2010 годы. Данная программа направлена на обеспечение плановой и скоордини­рованной деятельности государственных органов и иных государственных организаций при осуществлении организационно-правовых, организацион­но-практических мероприятий, направленных на эффективное предупреж­дение, выявление и пресечение торговли людьми, нелегальной миграции и сопутствующих им противоправных деяний, а также на устранение причин, порождающих эти общественно опасные явления. Торговля людьми как зна­чимая угроза транснационального характера подрывает безопасность не толь­ко отдельных государств, но и всего международного сообщества. Эффек­тивно противодействовать им можно только объединив усилия мирового сообщества, независимо от имеющихся различий в политической, социаль­но-экономической и культурной сферах. Это должно быть приоритетом в развитии внутренней и внешней политики каждого государства.

В качестве универсального документа, затрагивающего все аспекты торговли людьми и меры, направленные на ее предупреждение является – Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, наказаний за нее, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности, принятый резо­люцией 55/25 Генеральной Ассамблеи от 15 ноября 2000 года в г. Палермо.

Он вступил в силу в декабре 2003 г о д а . Его ратифицирова ли 76 го сударств.

Протокол является первым международным документом, содержа­щим определение термина «торговля людьми» обязательного с правовой точки зрения для всех стран мира, в соответствии с которым торговля людь­ми означает осуществляемые в целях эксплуатации вербовку, перевозку, передачу, укрывательство или получение людей путем угрозы силой или ее применения, или других форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения, либо пу­тем подкупа, в виде платежей или выгод, для получения согласия лица, кон­тролирующего другое лицо. Эксплуатация включает, как минимум, эксп­луатацию проституции других лиц или другие формы сексуальной эксплу­атации, принудительный труд или услуги, рабство или обычаи, сходные с рабством, подневольное состояние или извлечение органов.

В Протоколе указаны действия, которые сами по себе уголовно не нака­зуемы, но в комбинации с другими обстоятельствами дела становятся объек­тивной стороной состава пре ступления « торговли людьми». Пункт 3 Протоко­ла такими действиями признает вербовку, транспортирование, перевод, приня­тие на время или насовсем. Учитывая разветвляющиеся сети транснациональ­ной преступности, к ответственности привлекаются все, кто участвовал как в транспортировке людей, как в основании начала этого процесса, так и приобре­татели от этого процесса, получатели. Следующий аспект, который составляет похищение людей, как указано в п. 3 Протокола – выполнение перемещения недозволенными приемами, такими, как насилие, похищение, обман, принуж­дение. По этому фактору отличаются легальные действия ( например, туристи­ческие поездки) от торговли людьми – так отличается мотивация вовлеченных людей. И еще один аспект, который выделяется в понятии торговли людьми, – принудительная работа, служение, рабство или сексуальная эксплуатация.

Протокол проводит различие между торговлей людьми и контрабан­дой людей, торговлей людьми и проституцией.

Документ предлагает сделать постоянной практику возмещения жерт­вам причиненного ущерба из средств, конфискованных у преступников. Все эти меры – большой шаг на пути совершенствования средств и методов борь­бы и предотвращения торговли. Он позволит, в частности, правоохранитель­ным органам успешнее и эффективнее привлекать виновных в совершении таких преступлений к ответственности, опираясь на помощь пострадавших. Государства меняют свое отношение к жертвам торговли, переставая видеть в них преступников и признавая за ними статус жертвы преступления. Протокол запрещает применение любых видов наказания к пострадавшим от торговли.

К сожалению, документ имеет ряд существенных недостатков, напри­мер, отсутствие запрета на уголовное преследование незаконных мигрантов. Таким образом, для противодействия негативным явлениям, связанным с торговлей людьми, необходимы как тесное международное сотрудничество, так и совершенная правовая база национального законодательства.

 
< Предыдущая   Следующая >