
Конституционализм и делегированного законодательства |
Аксенович О.А. О соотношении конституционализма и делегированного законодательстваСвоим происхождением, как отмечает Г.Дж. Берман, «…термин «конституционализм» обязан американской политико-правовой мысли. Основатели Конституции США 1787 г. обозначали им верховенство писаной конституции над издаваемыми законами и иными правовыми актами»1. Данная политико-правовая доктрина самым тесным образом связана с концепцией правового государства, гражданского общества и теорией разделения властей. Идея государства, ограниченного правом, свободами личности и особенно – конституцией, стала логическим общим знаменателем для всех прогрессивных юридических конструкций эпохи Просвещения и Нового времени. В период Российской империи о конституционализме говорили ограниченно, в отношении государства, но не права. В советский период данное понятие использовалось применительно к странам западной «буржуазной» демократии. Изменение социальной и политической обстановки в стране после распада СССР способствовало возрождению интереса к данной теме. Н.С. Бондарь отмечает, что «…категория конституционализма является научно-теоретическим и нормативным отражением наиболее важных качественных характеристик реальных общественных отношений с точки зрения достигнутого уровня свободы и организации власти в государстве… в любой форме его проявления - как политико-правовая (конституционная) идеология, юридическое мировоззрение, политическая и правовая практика… воплощает в себе показатели достигнутого в обществе компромисса между властью и свободой, интересами общества и личности, государства и гражданина»2. 1 Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. Пер. с англ. М., 1994. 2 Бондарь Н.С. Права человека в теории и практике российского конституционализма Обобщая проведённые ранее исследования, О.Е. Кутафин формулирует определение конституционализма: «…система идей и взглядов, в которых воплощены представления о конституционном государстве, их конституционное оформление, а также политико-правовая практика реализации таких идей и закрепляющих их норм»1. Конституционализм оказывает влияние на совокупность нормативно-правовых актов высшей юридической силы, на то, как осуществляется распределение законодательной компетенции между ветвями власти. В отличие от О.Е. Кутафина, мы считаем не обоснованным выделять конституционализм в узко – национальном значении, например, американский, российский, или испанский. Мы считаем не оправданным ограничиваться национальной концепцией конституционализма, в данной работе исследуется делегированное законодательство Великобритании, США, Франции, Италии. Задачи исследования – анализ влияния конституционализма на делегированное законодательство, воздействие нормативного аспекта конституционализма на нормативно-правовые акты органов исполнительной власти. Наряду с сокращением объёма компетенции парламента наблюдается усиление позиций правительства в законодательной сфере, и как следствие – деформация принципа разделения властей. По замечанию Ю.А. Тихомирова «…действие закона означает его осуществление прежде всего в компетенционном разрезе… Важнейшим вопросом является реализация компетенции в аспекте действия закона… чёткое определение уровней и оснований принятия законов, указов, постановлений и других актов и совершение управленческих действий позволит разобраться в гигантском нормативном массиве и в способах, процедурах его действия»2. Классическая теория разделения властей претерпевает на современном этапе значительные изменения, и наиболее показательным здесь является делегированное законодательство. Как отмечает И.С. Арефина: «...исполнительная власть для эффективной реализации основных функций нуждается в возможности издавать, применять правовые нормы».3 Парламент осуществляет передачу своих полномочий посредством делегированного законодательства, сущность которого заключается в наделении правительства по поручению 1 Кутафин О.Е. Российский конституционализм. М., Норма, 2008. С. 11. 2 Тихомиров Ю.А. Теория компетенции. М., Юстицинформцентр, 2001. С. 234–235. 3 Арефина. И.С. Конституционные основы делегированного законодательства: Авто- В случае непредвиденных обстоятельств, когда требуется срочная разработка законов, акты делегированного законодательства можно использовать, не дожидаясь очередной сессии парламента и окончания полной процедуры парламентского законотворчества. В.Г. Графский связывает возникновение делегированного законодательства «…с последствиями усложнения и ускорения социально-экономических и законодательных процессов»1. Родиной данного юридического феномена считается Англия. Англосаксонская правовая доктрина не признаёт за органами исполнительной власти, каких бы то ни было нормотворческих полномочий. По всем вопросам: от общих до частных - должен законодательствовать парламент. Самым ранним примером делегированного законодательства в Великобритании считают Статут привилегий (Statute of Proclamation) 1539 года2. Принятие данного статута обосновывалось тем, что в чрезвычайных обстоятельствах, когда нет времени ждать решения парламента, может возникнуть необходимость быстро принять разумное политическое решение. Но главное, что можно наблюдать здесь, институт делегированного законодательства начинает использоваться, как механизм ограничения Короны. Исторически делегированное законодательство эволюционировало. XX век, мировые войны и локальные гео-политические конфликты прив-нёсли в делегированное законодательство такое явление, как общая передача законодательных полномочий – без ограничений правового регулирования. Если первоначально речь шла о конкретных полномочиях, передаваемых на строго ограниченный срок, то Вторая мировая война принесла изменения в свойства и характеристики делегированного законодательства, такие как общая делегация абстрактных и долгосрочных полномочий. Общая делегация законодательных полномочий повлекла за собой усиление позиций органов исполнительной власти в законотворчестве, и, как следствие – снижение роли парламента. В конце XX столетия во многих странах были приняты новые конституции, которые установили новый строй, вводили новые институты. В том числе были внесены положения о делегированном законодательстве. Так, в конституциях Хорватии, Молдовы, Казахстана этот институт был 1 Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. М., Норма. 2007. С. 634. 2 Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Учебное пособие / Под ред. Управление государством усложняется вместе с усложнением общественных отношений. По замечанию В.С. Троицкого и Л.А. Морозовой: «…современное состояние правотворческой деятельности государства характеризует небывалая интенсивность в принятии нормативных правовых актов: все социально значимые решения в государственном механизме управления обществом, как правило, требуют должного их нормативного обеспечения»2. Как отмечает Л.Ф. Абзалова: «Важную роль в процессе расширения сферы делегированного законодательства и усиления его воздействия на общественные отношения играют и такие факторы, как его способность изменять и дополнять содержание законов, исходя из требований конкретной политической и экономической ситуации в стране»3. В этой связи в юридической литературе, как российской, так и зарубежной, всё чаще затрагивается тема делегированного законодательства, высказываются различные точки зрения в отношении того, необходимо ли его использование в деятельности органов государственной власти, полезно ли оно или является «неизбежным злом». 4 Рост правительственного нормотворчества вызывает опасение у многих государствоведов. Оно связано с тем, что введение института делегированного законодательства, передача законодательных полномочий органам исполнительной власти может привести к узурпации власти пар-1 Арефина. И.С. Конституционные основы делегированного законодательства: Авто-реф. дис. …канд. юрид. наук. М., 2003. С.4. 2 Троицкий В.С., Морозова Л.А. Делегированное законотворчество // Государство и 3 Абзалова Л.Ф. Делегированное законодательство// Государственная власть и местное 4 Колюшин Е.И. Конституционное (государственное) право России. М., 1999.С. 238. Мы позитивно оцениваем делегированное законодательство, но только в том случае, когда парламент подробно прописывает в делегирующем законе те правила, которыми должны руководствоваться органы исполнительной власти при реализации полномочий. На практике имеет место подмена понятия делегированное законодательство, понятиями иного рода – это связано с тем, что понятие делегированного законодательства практически нигде не сформулировано, нигде не раскрывается его содержание, его часто не отличают от указного права или от восполнения пробелов в праве. Существуют различные подходы к определению понятия делегированного законодательства. Некоторые источники указывают на то, что это деятельность: И.С. Арефина даёт следующее определение делегированного законодательства: «…это деятельность органа публичной власти на основании уполномочия парламента по изданию нормативных актов, регулирующих общественные отношения из сферы компетенции парламента на определённых условиях».3 Другие авторы определяют этот институт через совокупность актов, В.Е. Чиркин: «…делегированное законодательство – это акты исполнительной власти, изданные по поручению парламента и имеющие силу за-кона»4. В скандинавских странах правовая наука рассматривает делегированное законодательство, как возможность передачи компетенции одного органа другому. Данный подход представлен в отечественной науке. Компетенцию, как эффективный и динамичный инструмент рассматривает Ю.А. Тихомиров: «Ядро компетенции субъекта права – принятие решений в соответствии с законом»5. Через компетенцию, делегированное законодательство определяет Ю.Г. Арзамасов: «…нормативные документы федеральных органов исполнительной власти могут быть делегирован- 1 Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М. Юристь, 2007. С. 236. 2 Howard G. The New Despotism. L. 1929. P. 63. 3 Арефина. И.С. Конституционные основы делегированного законодательства: Авто- 4 Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., Юристь, 2007. С. 236 5 Тихомиров Ю.А. Теория компетенции. М., Юстицинформцентр. 2001. С. 237 ными, т.е., направленными на реализацию компетенции вышестоящих органов власти»1. Мы считаем, что определение делегированного законодательства как деятельности необоснованно расширит границы понятия. Термин деятельность уместно употреблять только в отношении англосаксонской семьи, где делегированное законодательство весьма разнообразно как по форме, так и по содержанию, множество адресатов полномочий. В рома-но-германской семье отношения по делегации сконцентрированы в основном в высших органах государственной власти. Использование понятия компетенция не позволит разграничить делегирование и властное перепоручение в соподчинённой системе. Понятие делегированного законодательства, как отмечает С.И. Аре-фина «…тесно связано с понятием делегирования полномочий»2. Мы считаем, что эти понятия не просто взаимосвязаны, а соотносятся друг с другом, как причина и следствие. Делегирование полномочий по времени предшествует возникновению делегированного законодательства, является причиной, основанием для нормотворчества. Понятие конституционализма включает два уровня понимания, как отмечает В.Г. Баев: «…первый из которых определяет его как правление, ограниченное конституцией, второе - как политико-правовую теорию, обосновывающую необходимость установления конституционного строя. Современные исследователи расширяют данное определение тезисом о соблюдении всемирно признанных прав человека».3 Соглашаясь с данным аспектом, в заключении отметим, что влияние конституционализма на делегированное законодательство осуществляется по двум направлениям. Первый аспект, заключается в конституционном закреплении основных положений, касающихся перераспределения законодательных функций. Вне зависимости, от того, как трактовать конституционализм, в узко-национальном смысле, как российский, американский, британский, либо в широком – как европейские, мировые стандарты, в конституционных актах государства, в совокупности конституционных обычаев – формулируются правила и требования, предъявляемые к делегированному законодательству. 1 Арзамасов Ю.Г. Нормотворческая компетенция федеральных органов исполнитель 2 Арефина. И.С. Конституционные основы делегированного законодательства: Авто- 3 Баев В.Г. Конституционализм как понятие// Юридический мир. 2007. С. 12. 8 Доктринальные основы конституционализма находят своё выражение в нормативном аспекте. От концепции правления государства, ограниченного конституцией, берут истоки нормативные параметры, формальные и материальные критерии закона и подзаконного нормативного акта. Конституционализм влияет на легитимацию действий и решений органов исполнительной власти. В.Д. Зорькин отмечает следующее: «…теория и практика конституционализма отошли от формально-догматических релятивистских представлений о праве как «чистой» форме, индифферентной к содержанию, целям и ценностям. Инструменталистский релятивизм, свойственный юридическому позитивизму, был потеснен интегративной юриспруденцией, включающей в себя не только формально-догматические и социологические аспекты, но и аксиологические и телеологические проблемы пра-ва»1. Мы можем наблюдать расширение содержания конституционализма, если первая конституция, принятая в США не содержит регламентации прав и свобод граждан, нормативного регулирования, то после Второй мировой войны были приняты конституции (ФРГ, Франция), содержание которых детально и объёмно, включает основные права и свободы личности, законодательный процесс и процедуру принятия законов, нормативных решений органов исполнительной власти, критерии разграничения законов и подзаконных актов. Второй аспект, сфера соприкосновения конституционализма и делегированного законодательства лежит так же – в функции создания и централизации единого правового пространства, как для федеративных, так и для унитарных государств. Как отмечает С.А. Осипян: «… суть функции … состоит в централизации права и создании единого конституционного пространства, …скрепляющего государство на базе политико-правовой общности»2. В свою очередь, делегированное законодательство также способствует унификации политического и правового пространства государства, так как передача части законодательных полномочий создаёт условия для единого понимания и реализации нормативно-правовых актов. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|