
Организации оказывающие бесплатную юридическую помощь |
Бугаренко А.И. Организации и учреждения, оказывающие бесплатную юридическую помощьКонституция Российской Федерации гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Однако в основном законе страны не сказано, кто именно обязан оказывать квалифицированную и бесплатную юридическую помощь, гарантирован-ность которой провозглашена в статье 48. Как справедливо отмечает М.Ю. Барщевский, приведённая формулировка Конституции РФ не может быть признана удовлетворительной1. Ведь если квалифицированную юридическую помощь обязана оказывать адвокатура, то тогда резонно возникает вопрос, почему в Конституции РФ это прямо не предусмотрено. В прежней Конституции РСФСР 1978 г. адвокатуре была посвящена отдельная статья. В ней указывалось, что «Для оказания юридической помощи гражданам и организациям действуют коллегии адвокатов. В случаях, предусмотренных законодательством, юридическая помощь гражданам оказывается бесплатно. Организация и порядок деятельности адвокатуры определяются законодательством Российской Федерации, правовыми актами краёв, областей, автономных областей, автономных республик». Следовательно, Конституция РСФСР возложила обязанности оказания квалифицированной юридической помощи на адвокатуру. Квалифицированная юридическая помощь в Российской Федерации оказывается государственными органами, входящими в систему исполнительной власти, как федерального, так и регионального уровней. Эта помощь оказывается органами исполнительной власти в процессе реализации их функций, связанных с обеспечением прав и свобод человека и гражданина. Исполнительную власть в Российской Федерации возглавляет Правительство РФ. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года «О Правительстве Российской Федерации» возлагает на Правительство РФ осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями (статья 19). Реализуя данные функции, Правительство РФ, федеральные министерства, комитеты, службы, надзоры, в случае обращения к ним граждан, дают разъяснения по вопросам законодательства или направляют эти обращения в компетентные органы, которые обязаны оказать правовую помощь в разрешении проблемных вопросов. Аналогично федеральным органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» выполняют вышеуказанные функции, а именно: в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти Российской Федерации. Это означает, что в случае неоказания квалифицированной юридической помощи лицу, обратившемуся за ней в органы исполнительной власти субъекта федерации, решение может быть принято федеральным исполнительным органом. Без сомнения, такая вертикаль исполнительной власти позволяет поддерживать единые стандарты оказания квалифицированной юридической помощи на всей территории Российской Федерации. Квалифицированную и бесплатную юридическую помощь гражданам оказывает также и Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, осуществляющий свои полномочия в соответствии с Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26.02.1997 г. и способствующий правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты. Институт Уполномоченного по правам человека создан в целях гарантирования государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами и должностными лицами. Институт Уполномоченного по правам человека является сравнительно молодым в Российской Федерации. Фактически он является проекцией функционирующего в зарубежных странах института омбудсмена (народного защитника). При осуществлении своих функций Уполномоченный по правам человека независим и неподотчётен каким-либо государственным органам и должностным лицам, не может быть депутатом, находиться на государственной службе, заниматься политической дея-14 тельностью. Уполномоченный не наделён властными полномочиями, непосредственными мерами воздействия на государственные и иные органы и должностных лиц, не принимает нормативно-правовые акты. Тем не менее, вышеназванный федеральный конституционный закон устанавливает широкий круг обязанностей перечисленных субъектов в отношении действий и обращений Уполномоченного (оказание содействия, осуществление по поручению Уполномоченного определённых действий, предоставление информации, необходимых материалов и т.п.). Всё это говорит о том, что деятельность Уполномоченного по правам человека дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяя и не ограничивая компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. Основным содержанием компетенции Уполномоченного по правам человека является рассмотрение жалоб на нарушение прав и свобод человека и гражданина. При этом заявителями жалоб могут быть не только граждане Российской Федерации, но и находящиеся на её территории иностранные граждане и лица без гражданства. То есть юридическая помощь Уполномоченного оказывается каждому обратившемуся. Уполномоченный вправе рассматривать только те жалобы, которые ранее обжаловались в судебном либо административном порядке, но заявитель не согласен с принятым решением. Предметом жалобы могут быть решения, действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц. Уполномоченный наделён широкими полномочиями по защите прав граждан. В случае необходимости он может обратиться в судебные органы с заявлением в защиту прав гражданина; лично или через своего представителя участвовать в судебном процессе; он может обратиться в различные государственные органы по поводу возбуждения дисциплинарного, административного, уголовного производства в отношении тех должностных лиц, в чьих действиях (бездействии), решениях усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина; обратиться в суд или органы прокуратуры с ходатайством о проведении проверки вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи; присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора; обратиться в Конституционный суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. В 2008 году к Уполномоченному поступило всего 47147 обращений, в том числе 27577 жалоб. В приемной аппарата Уполномоченного принят 4201 гражданин и оформлено 1802 жалобы граждан. К сотрудникам аппарата по телефону поступило 3845 вопросов и обращений, на которые даны консультации и разъяснения. Во время поездок Уполномоченного и сотрудников его аппарата в субъекты Российской Федерации проводился личный прием граждан. Все поступающие к Уполномоченному жалобы рассматривались на предмет их приемлемости, а затем по существу. Уполномоченный был вынужден отклонить 7,5% поступивших жалоб по причине их несоответствия установленным в законе критериям приемлемости. По итогам рассмотрения 59,6% жалоб заявителям, не исчерпавшим правовых средств защиты своих прав, были направлены разъяснения, справки и рекомендации о формах и методах их дальнейших действий. Во взаимодействии с компетентными органами государственной власти Уполномоченный предпринимал меры по оказанию помощи по 32,9% жалоб заявителей, включая и полное восстановление нарушенных прав1. Оказанием бесплатной юридической помощи гражданам занимается также и прокуратура РФ. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет: надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов. Ведущим направлением деятельности прокуратуры является надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Ему посвящена целая глава закона о прокуратуре2. Законодатель, отдельно выделяя данное направление деятельности прокуратуры, подчёркивает возросшую роль органов прокуратуры в деле охраны прав и свобод человека и гражданина. В своей деятельности по надзору за соблюдением прав человека прокурор осуществляет полномочия по выявлению нарушений закона, их причин и способствующих им условий; полномочия по устранению нарушений закона; полномочия по предупреждению нарушений закона. Кроме того, необходимо отметить, что наряду с перечисленными полномочиями при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина прокурор обладает полномочиями, возможными только для данного направления деятельности органов прокуратуры, а именно: правом рассмотрения и проверки заявлений, жалоб и иных сообщений о нарушении прав и свобод граждан. Сообщения о нарушении прав и свобод могут поступать как от лиц, чьи права нарушены, так и от иных лиц, а также государственных органов, организаций и т.д. В процессе осуществления данного вида надзорной деятельности прокурор обязан разъяснять пострадавшим гражданам порядок защиты их нарушенных прав и свобод. Потребность в реализации данного полномочия возникает в тех случаях, кода восстановление нарушенных прав требует обращения в органы, обладающие соответствующей компетенцией, а заявитель не обладает необходимой для этого информацией и не может обладать в силу своего образовательного уровня, недоступности платной юридической помощи либо иных причин. Количество обращений граждан в органы прокуратуры остаётся стабильно высоким. Каждый год прокурорами выявляется в общей сложности 500 000 нарушений законодательства, в том числе свыше 100 000 незаконных правовых актов. По протестам и исковым заявлениям отменяются либо приводятся в соответствие с федеральным законодательством 85-90 тысяч нормативных актов и восстанавливаются права сотен тысяч граждан. Также необходимо понимать, что в большинстве случаев нарушения прав и свобод человека и гражданина обстоятельства не требуют инициирования сложной и длительной процедуры судебного разбирательства, и, таким образом, прокуратура является более оперативным способом разрешения правового конфликта (например, прокурор указывает конкретный орган либо должностное лицо, который правомочен восстановить нарушенные права и свободы). Прокурор разъясняет содержание закона, в соответствии с которым должен разрешаться спор о восстановлении нарушенного права. Этой деятельностью прокурор оказывает бесплатную юридическую помощь гражданам, нуждающимся в ней. Свою роль в обеспечении конституционного права граждан на получение квалифицированной бесплатной юридической помощи выполня-17 ет нотариат. Нотариат в России определяется как публично-правовой институт, одной из функций которого является оказание квалифицированной юридической помощи, обеспечение прав и законных интересов граждан и юридических лиц путём совершения от имени Российской Федерации нотариальных действий1. Правовой основой организации и деятельности нотариата являются Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года № 4462-I. В соответствии с данным законом нотариус обязан оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий с тем, чтобы юридическая неосведомлённость не могла быть использована во вред (статья 16). Данная правовая норма обязывает нотариуса оказывать гражданам квалифицированную юридическую помощь бесплатно. Выполнение этой функции не должно ограничиваться сообщением заинтересованным лицам информации о действующем законодательстве по конкретному вопросу, а включать также и обязательное проведение правовой экспертизы всех условии сделки, проверку соответствия содержания сделки действительным намерениям сторон и требованиям законодательства, принадлежности прав на недвижимость, правоспособности юридического и физического лиц, полномочий сторон и их представителей, установление личности обратившихся за совершением нотариальных действий. Всё вышеперечисленное позволяют включить нотариусов в число субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь. Бесплатную юридическую помощь в соответствии с уставными целями и задачами оказывают и общественные объединения. В отечественной правовой доктрине понятию «объединение граждан» даются различные определения. Например, В.О. Лучин и О.Н. Доронина отмечают, что «под данное понятие подпадают любые сообщества физических лиц, созданные ими в целях реализации самых разнообразных интересов и удовлетворения различных потребностей (участие в управлении государством, отправление религиозных обрядов, культурные потребности, защита социально-трудовых прав, совместное использование имущества или способностей к труду для получения прибыли и т.п.)2. С этой позицией вполне сочетается и точка зрения, согласно которой объединения граждан – это основанные на автономии воли сообщества (ассоциации) физических лиц, преследующих достижение полезных целей в различных областях человеческой деятельности1. Такую цель, как защиту прав и свобод человека и гражданина, в своей деятельности преследуют профсоюзы, общества по защите прав потребителей, комитеты по правам человека и некоторые другие общественные организации. Так, например, федеральный закон от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» определяет профсоюз как добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемые в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов2. Защита прав зачастую сопровождается оказанием юридической помощи. Работники профсоюзных организаций предоставляют бесплатные юридические консультации. Как правило, к ним обращаются члены конкретного профсоюза и только по вопросам трудовых отношений (трудовые споры, охрана труда и т.п.). Деятельность юристов профсоюзных организаций ограничена конкретным кругом дел и не преследует цель получение какого-либо материального дохода. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|