Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Образование судебного оратора





Образование судебного оратора

Володина С.И.

Проблемы образования судебного оратора

Проблема образования многоаспектна. Это не просто накопление некоторой совокупности знаний это прежде всего создание условий для вовлеченного самопознания, самообучения и самовоспитания. Очень важно проследить каким образом и при каких условиях образование спо­собно помочь будущему оратору адаптироваться в приобретении и при­менении навыков оратора. Безусловно образование это прежде всего про­цесс и результат передачи предшествующими поколениями значимого профессионального опыта.

Б.С. Гершунский выделяет четыре аспекта содержательной трак­товки понятия «образование»: ценность, система, процесс и результат. И с этим определением нельзя не согласиться.

Профессиональное образование, по мнению С.Я. Батышева, пред­ставляет собой процесс и результат овладения определенным уровнем знаний, умений и навыков, норм и ценностей по конкретным профессиям с одновременным формированием общей культуры личности.

Для адвоката в понятие профессионального образования включает­ся, прежде всего умение критически мыслить, оценивать существующие правовые проблемы с разных позиций. Действительно для профессио­нально образованного адвоката или просто будущего оратора важно иметь высокий уровень развитых способностей, но еще более важно уметь индивидуально применять изученное к каждому конкретному при­нятому на себя поручению.

Объявление:

Можно выделить одинаковые по степени значимости образователь­ные уровни адвоката: общеобразовательный; профессиональный; комму­никативный; филологический. При отсутствии одного из некоторых уров­ней нарушается необходимое единство образования оратора.

В данном контексте под содержанием образования следует пони­мать ту систему научный знаний, практических умений и навыков, а так­же мировоззренческих и нравственно-этических идей, которыми необхо­димо овладеть в процессе обучения1 и самообучения.

Для того, что бы правильно исследовать и оценить образование ора­тора необходимо определиться, что такое риторика для судебного орато­ра. Существуют разные точки зрения. Наука или искусство убеждения при помощи слов? Но большинство авторов приходят к тому, что ритори­ка триедина. Она была искусством убеждать с помощью слов, наукой об искусстве убеждать с помощью слов и процессом убеждения, основанным на моральных принципах.1

Прежде всего, надо научиться правильно понимать, мыслить, гра­мотно говорить и писать. Образование оратора, специальная (собственно риторическая) часть которого, по мысли Квинтилиана, «не требует мно­гих лет»,2 начинается с полноценного общего образования и овладения родным языком в той степени, которая исключает затруднения или ошиб­ки в устном и письменном общении на распространенные темы. И что очень важно особенно в риторике, она должна не просто показать, а до­ходчиво раскрыть все возможные области и способы практического при­ложения теоретического знания. Но профессиональная риторика, напри­мер юридическая осуществляется не только на определенном объеме тео­ретических знаний, но и предполагает знание о той деятельности в рамках которой предстоит использование риторического знания, а что самое главное предусматривает овладение принятой системой ценностей, пове­денческими навыками и умениями.

Мышление должно быть логически правильным и ситуативно-адекватным, речь – правильной, ясной, уместной, яркой и безупречной в смысле ее соответствия культурно-речевым нормам. А для судебного ора­тора она прежде всего должна быть уместной, а затем профессиональной, ясной, точной, лаконичной, образной и все это вместе должно приводить к ее убедительности.

Такое образование человек получает в детстве и отрочестве, благо­даря семейному и школьному воспитанию, неотъемлемой частью которых должно быть привитие вкуса к самостоятельной интеллектуальной дея­тельности, к творчеству, развитие нравственных начал личности. Именно эти качества подкрепляют и делают практически применимой общую культурно-речевую компетенцию, без которой дальнейшие шаги на пути к ораторству будут бессмысленны. Здесь же, на уровне первоначального образования, будет полезна и риторическая «пропедевтика», прежде все­го, заключающаяся в воспитании серьезного отношения к мысли и к сло­ву, в развитии базовых коммуникативных навыков.

Вот, например, даже современным ценителям знаменитый адвокат Н.П.Карабчевский «кажется почти невероятно многогранным». В этом есть большая доля правды: его творческое наследие включает в себя сти­хи, художественную прозу и критику, переводы, судебные очерки и речи, публицистику, мемуары.1Карабчевский был в числе учредителей автори­тетного еженедельника «Право» и «Юрист». Современники о нем скажут, что он « отличался правовой эрудицией, даром слова и логического мыш­ления, находчивостью, силой характера, темпераментом бойца», но при этом все признают, что это завоевал он не только талантом, но и подвиж­ническим трудом.

Когда читаешь вспоминания об А.Ф.Кони, о нем ни когда не гово­рят только как о судебном деятеле, а всегда добавляют, что он ученый – юрист, блестящий оратор и талантливый писатель, критик, мемуарист. Широта его знаний области литературы, истории, философии, права, ме­дицины и психологии поражала знавших его людей.2 Еще при его жизни скажут, что все это стало возможным при наличии огромной и долговре­менной памяти, острого ума и желания учиться всему и всегда.

Знаменитый адвокат прошлого века Д.П.Ватман имея два высших образования являлся носителем поистине энциклопедических ( «талмуди­ческих», как о нем говорили его учителя) знаний: ему были интересны шахматы и философия, теория относительности Энштейна и политика, художественная литература и, конечно же, право, которые он знал в со­вершенстве с истоков.3

Чтобы наша способность к убедительной речи могла развиваться, в первую очередь, надо научиться внимательно относиться к содержанию речи к истинному ее смыслу. Кажущаяся простота достижения соответст­вующей способности мыслить и говорить на самом деле требует очень взыскательного отношения к тому, что и (особенно) как говорится и пи­шется, требует вдумчивого, обильного и содержательного чтения, требует осознанной практики в устной и письменной речи.

Совершенство в обыденной, не требующей специальных познаний или способностей речи, достигается, прежде всего, постоянным самообра­зованием, хотя полноценное среднее и высшее образование является для этого обязательным фундаментом. Есть одна легенда о мудреце обучав­шему риторике, который каждый раз по разному выбирал себе учеников. И когда его спросили, что вы в учениках проверяете, он ответил: «Спо­собность учиться всегда и во всем». И в этом заложена основная мудрость получения самообразования.

Ораторское искусство – это смешение жанров человеческой дея­тельность. Оно имеет постоянное как интеллектуальное, так и эмоцио­нальное содержание и требует не только ясного разума, но и хорошей техники, использования не только головы, но и тела.1

Именно постоянное самообразование вкупе с привычкой к анализу всякого произнесенного нами или при нас слова формируют в человеке свойство, которое современное отечественное языкознание обозначило как развитую языковую личность. Первый и главный признак наличия соответствующей способности – это безупречное чувство уместности ре­чевого поступка, правильности и точности языка, стремление при всяком возможном случае утвердить нормы правильного мышления и грамотной родной речи. Такой уровень владения языком предполагает любовь к точ­ности и красоте родного слова, стремление к его совершенству. Эти каче­ства присущи каждому обладателю правильной и богатой речи вне зави­симости от его профессиональной принадлежности, образовательного ценза или социального статуса.

Только при наличии этих качеств имеет смысл приступать к изуче­нию основ теоретической риторики и специальным упражнениям, при­званным подготовить нас к практическому действию словом. Кроме того, необходимо отчетливо понимать, что и для каких целей мы будем осваи­вать, каков культурный контекст искусства публичной речи, какие этиче­ские требования могут ограничивать нас в нашей риторической практике, с самого начала необходимой для образования в нас оратора.

Риторическая традиция, включающая в себя всю совокупность зна­ния человечества о том, как хорошо и убедительно говорить, имеет в ос­нове капитальные труды античных риторов, сформулировавших базовые положения риторики, в том числе и рекомендации по подготовке орато­ров. Ядро риторического знания содержится в трактатах Аристотеля, Ци­церона и Квинтилиана. Со времен античности оно существенных измене­ний не претерпело, хотя современные коммуникативные дисциплины не­сколько расширили возможности убедительного построения и достовер­ного понимания текста. Классическая риторика оказалась тесно взаимо­связана с философией языка, семиотикой, теорией аргументации, комму-никативистикой, психолингвистикой, когнитивной психологией и други­ми научными дисциплинами. При этом риторическое знание остается наиболее значимым элементом во всей совокупности наук о человеческом языке и общении, именно оно лежит в основе большинства этих наук.

Еще в античную эпоху определились два основных подхода к опре­делению предмета и назначению риторики. Аристотель определял рито­рику как «способность находить возможные способы убеждения относи­тельно каждого данного предмета», не включая в цели риторики собст­венно убеждение.1 Тем самым он подчеркивал методологическую суть риторического знания, которое, если исходить из его понимания, является основой убедительной речи, но не самим красноречием.

Иного мнения придерживался Цицерон, определявший главной за­дачей риторики не столько обнаружение убедительной аргументации, ко­торая в свою очередь имеет источником не «предписания утонченной науки, а самый обычный здравый смысл», сколько искусную разработку найденных доказательств.2 Высшим достоинством красноречия он видел умение «распространить свой предмет»3, а областью красноречия «всю область знания», которая касается гражданских, уголовных и государст­венных дел.4 Цицерон полагал, что «оратором будет тот, кто любой пред­ставившийся ему вопрос, требующий словесной разработки, сумеет изло­жить толково, стройно, красиво, памятливо и в достойном исполнении».5 При этом все построение убедительной речи он сводил к тому, чтобы «доказать правоту того, что мы защищаем; расположить к себе тех, перед кем мы выступаем; направить их мысли в нужную для дела сторону».6

Очевидно, что основатели риторической традиции были не до конца солидарны относительно предмета и целей риторики, но в ее основе виде­ли категорию убеждения, рассматривая ее либо с аналитических позиций, либо с точки зрения непосредственных задач ораторского искусства. И в том, и в другом случае они вели речь о способах убеждения, сформировав тем самым общее представление о предмете риторики.

Однако уже в самом начале риторической традиции Квинтилианом, обобщившим в педагогических целях свод риторического знания, был обоснован и другой взгляд на сущность предмета риторики. «Риторика есть наука хорошо говорить»,1 утверждал Квинтилиан, умело полемизи­руя с теми, кто усматривал предметом риторики убеждение.

«Говоря перед судьями, стараемся, правда, выиграть дело: но если хорошо говорим, то хотя бы и не получили желаемого успеха, все испол­няем, предписанное наукой. Кормчий желает благополучно войти с ко­раблем в пристанище; и хотя восставшая буря тому препятствует, он не перестанет быть кормчим... И врач старается помочь больному; и хотя по жестокости болезни, или по невоздержанию больного не успеет, но ежели он употребил все средства, врачебной наукой показанные, нельзя почесть его удалившимся от своей цели. Так и у оратора есть единственная цель

хорошо говорить. Искусство сие заключается в действиях, а не в послед-ствии».2

Следует признать, что в силу неверного целеполагания, определе­ние, данное риторике Квинтилианом, не прижилось в риторической тра­диции, хотя иногда его можно встретить в современной филологической литературе.

В настоящее время можно наблюдать разделение понятий риторики как науки об изобретении мыслей и красноречия, отвечающего за средст­ва их выражения и расположения.3 Условность этого разделения, идущего от различия определений риторики, данных Аристотелем и Цицероном, определяется тем фактом, что мысль, как заметил Л.С. Выготский, «не выражается в слове, но совершается в нем».4 Поэтому, говоря о красноре­чии и риторике мы будем иметь ввиду практический и теоретический ас­пекты цельного риторического знания.

Сформулированный современной теорией речевой деятельности (психолингвистикой) принцип единства мысли и слова5 можно предста­вить как основу риторического метода познания и представления истины. Именно поэтому взаимосвязь собственно риторики в аристотелевом опре­делении и цицеронова красноречия представляется неразделимой. Можно быть сильным ритором, умеющим объяснить, как достигается убеждение в том или ином случае, но вовсе не преуспеть в ораторстве, предпола­гающем убеждение на практике. Даже самое полное знание риторической теории ничто без способности к эффективной и ответственной речи. Та­кая способность предполагает, в первую очередь, определенный склад личности, особенную закалку интеллекта и волевого начала.

По замечанию Квинтилиана, «ораторская должность» пожизненна – «риторика существует и в молчащем ораторе», подобно тому, как врач всегда остается врачом, вне зависимости от наличия или отсутствия прак-тики.1 Если «образ оратора» сформирован практикой и непрестанным са­моразвитием, то он становится личностной чертой человека, проявляется во всем, что человек говорит, пишет и думает. Однажды развив в себе способность к действенной речи, мы настолько меняемся внутренне, что не пользоваться своим веским и остро отточенным словом уже не можем, применяя его везде, где это уместно. Не случайно, что сравнение оратор­ства с врачеванием является общим местом риторической традиции, на­ходящей и другие основания видеть сходство того и другого человеческо­го призвания. Например, римский историк Корнелий Тацит утверждал, что если бы нашлось где-нибудь такое общество, в котором бы никто не грешил, то «излишним был бы среди невинных оратор, также, как и док­тор среди здоровых».2


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >