Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Правомерное поведение субъекта права





Правомерное поведение субъекта права

Дементьева И.В.

Правомерное поведение субъекта права: конфликтогенность либеральной и консервативной парадигм

Криминологическая ситуация, складывающаяся в современном об­ществе, настоятельно диктует необходимость всестороннего исследова­ния проблем правомерного поведения в аспекте борьбы с преступностью. Так, в январе - ноябре 2009 года было зарегистрировано 2774,7 тыс. пре­ступлений. В результате преступных посягательств погибло 41,5 тыс. че­ловек, здоровью 50,1 тыс. человек причинен тяжкий вред.

Несмотря на некоторое снижение количественных показателей (общее количество за­явлений о преступлениях за январь-декабрь 2009г. на 6,3% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, рост регистрируемых преступлений отмечен в 15 субъектах Российской Федерации, снижение – в 68 субъек­тах), ситуация продолжает оставаться сложной. Так, ущерб от преступле­ний (по оконченным и приостановленным уголовным делам) составил 1113,2 млрд руб., что на 503,2% больше аналогичного показателя про­шлого года.1 Особенно это становится актуальным в условиях всеобщего кризиса и сокращения состава милиции на 20% к 2012 году.2

В числе актуальных проблемы причин правомерного и преступного поведения и повышения ответственности личности в сфере уголовного права в условиях необходимости переосмысления либеральной и консер­вативной парадигм общественно-правового развития России.

Не вызывает возражения тот факт, что политика любого государст­ва в сфере правового регулирования общественных отношений, ориенти­рована на выработку механизмов стимулирования правомерного поведе­ния его граждан. Для всех государств характерно стремление к моделиро­ванию общественных отношений в обществе, основной характеристикой которых является сознательное соблюдение отдельными индивидами пра­вовых предписаний, зафиксированных в норме права. Правомерное пове­дение в общем виде можно определить как социально полезное осознанное поведение людей и организаций, соответствующее правовым нормам и гарантируемое государств Анализ специальной литературы показывает, что большинство ав­торов, в общем-то, солидарны во взглядах на природу правомерного по­ведения, которое, во-первых, соответствует правовым предписаниям; во-вторых, не противоречит нормам права, в –третьих, не запрещается нор­мами права; в-четвертых, является социально полезным и значимым. Так, М.Н. Марченко определяет правомерное поведение как такое поведение людей, которое в полной мере согласуется со всеми требованиями норм права.2 По мнению В.М. Сырых, правомерное поведение характеризуется такими действиями и поступками субъектов, которые соответствуют дей­ствующим законам, иным нормативным правовым актам.3 По мнению В.Л. Кулапова, правомерное поведение представляет собой такое поведе­ние, которое, во-первых, отвечает интересам общества, государства и от­дельных лиц; во-вторых, соответствует требованиям правовых предписа­ний; в-третьих, обеспечивается государством.4 С.А. Комаров отмечает, что «формы правомерного поведения связаны с формами реализации пра­ва, по существу совпадают с ними полностью. Иными словами, право­мерное поведение означает реализацию правовых предписаний, а в зави­симости от их характера выступает в форме соблюдения, исполнения, ис­пользования, применения права. Соблюдение запретов, исполнение обя­занностей, использование предоставленных прав, применение права спе­циальными субъектами – суть правомерного поведения».5 Наиболее удач­ным на наш взгляд является дефиниция правомерного поведения, сфор­мулированная В.В. Оксамытиным: это обусловленная культурно-нравственными воззрениями и жизненным опытом человека деятельность в сфере социального действия права, основанная на сознательном выпол­нении его целей и требований.6 Данное определений позволяет выделить такие значимые его черты как: во-первых, правомерное поведение являет­ся сознательным волевым актом; во-вторых, поведение оценивается путем его сопоставления с целями и задачами права; в-третьих, внутренние регуляторы или мотивы поведения определяются культурно-нравственными качествами личности.

Культурно-нравственные качества индивидов формируются под влиянием национальных, исторических, социальных, политических, эко­номических факторов. Особое значение в этом аспекте принимает специ­фика национального правосознания. Историческая уникальность развития российского общества определила формирование особенного отношения к различного рода явлениям, при этом неотъемлемым элементом россий­ского правосознания выступает справедливость.

Объявление:

При условии наличия высокой социально-правовой активности об­щества, участия его широких слоев в политической и правовой жизни воз­можен действительно конструктивный диалог между государством и его гражданами, результатом которого будет адекватная система правовых предписаний и, как следствие, их правомерное поведение. При этом, осо­бо важна характеристика адекватности права, отвечающая национальным интересам и социальным ожиданиям населения.

В настоящее время отмечается критическое отношение к либераль­ным концепциям общественного и государственного устройства, и пере­осмысление консервативных идей, воплощающих в себя не только исто­рическую преемственность консервативной идеологии, но и переосмыс­ление положительных и негативных сторон, апробированных в процессе исторического развития России, и формулирование эффективных и адек­ватных новаций в традиционном понимании современной идеологии Рос­сии.

Попытки слепого навязывания чуждых для отечественного право-понимания правовых идей и установок чреваты их отторжением, форма выражения которого может варьироваться от прямого неповиновения до нигилистического отношения. Н.Н. Алексеев отмечал, что в русском пра­воведении имеются глубокие и прочно укоренившиеся традиции, которые противоречат и формальной теории права, и отождествлению правового регулирования с социальным регулированием вообще и государственным порядком в частности.1 Грубое внедрение либеральных идеи и ценностей может способствовать деформации отечественного правового порядка. Как справедливо отмечает А.Ю. Мордовцев, в условиях традиционного для нашей страны «соборного единения государства и социума» это мо­жет быть опасным прецедентом, ведущим к разрушению национальной

Качественное состояние правосознания, носителем которого явля­ется общество, напрямую влияет на поведение людей, действующих либо в рамках правового поля, либо вне его. А.И. Овчинников справедливо от­мечает, что «главное для русского человека – не подарочный набор его основных прав и свобод (подарочный в смысле навязанный сверху), а Правда – Истина, несводимая к формально-правовому равенству и «бук­ве» юридических предписаний». 2 Правда, истина, справедливость – кате­гории ментального порядка, необходимая нравственная основа, оказы­вающие традиционно важную роль в регуляции правомерного (либо пре­ступного) поведения. Они являются условиями существования и нор­мального развития и российского права, и российского государства, и на­циональной правовой системы. В этой плоскости и формируются нравст­венные начала законности – понимание, ощущение на уровне массового сознания категорий долга, справедливости и целесообразности тех или иных вариантов поведения индивидов в обществе. Отсюда вывод о том, что роль справедливости («правды», истины) в современном обществе как одного из сильнейших побудителей человека к действию напрямую со­гласуется с правомерным (либо неправомерным) поведением субъектов права.

Таким образом, в настоящее время в условиях поиска эффективных моделей правомерного поведения субъектов в рамках формулирования дальнейшей правовой политики России требуется переосмысление либе­ральной доктрины государственно-правового развития российского госу­дарства с учетом специфики национальных правовых традиций, сложив­шейся системы социальных ценностей и правовых установок россиян и особенностей отечественного менталитета.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >