Правомерное поведение субъекта права |
Дементьева И.В. Правомерное поведение субъекта права: конфликтогенность либеральной и консервативной парадигмКриминологическая ситуация, складывающаяся в современном обществе, настоятельно диктует необходимость всестороннего исследования проблем правомерного поведения в аспекте борьбы с преступностью. Так, в январе - ноябре 2009 года было зарегистрировано 2774,7 тыс. преступлений. В результате преступных посягательств погибло 41,5 тыс. человек, здоровью 50,1 тыс. человек причинен тяжкий вред. Несмотря на некоторое снижение количественных показателей (общее количество заявлений о преступлениях за январь-декабрь 2009г. на 6,3% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, рост регистрируемых преступлений отмечен в 15 субъектах Российской Федерации, снижение – в 68 субъектах), ситуация продолжает оставаться сложной. Так, ущерб от преступлений (по оконченным и приостановленным уголовным делам) составил 1113,2 млрд руб., что на 503,2% больше аналогичного показателя прошлого года.1 Особенно это становится актуальным в условиях всеобщего кризиса и сокращения состава милиции на 20% к 2012 году.2 В числе актуальных проблемы причин правомерного и преступного поведения и повышения ответственности личности в сфере уголовного права в условиях необходимости переосмысления либеральной и консервативной парадигм общественно-правового развития России. Не вызывает возражения тот факт, что политика любого государства в сфере правового регулирования общественных отношений, ориентирована на выработку механизмов стимулирования правомерного поведения его граждан. Для всех государств характерно стремление к моделированию общественных отношений в обществе, основной характеристикой которых является сознательное соблюдение отдельными индивидами правовых предписаний, зафиксированных в норме права. Правомерное поведение в общем виде можно определить как социально полезное осознанное поведение людей и организаций, соответствующее правовым нормам и гарантируемое государств Анализ специальной литературы показывает, что большинство авторов, в общем-то, солидарны во взглядах на природу правомерного поведения, которое, во-первых, соответствует правовым предписаниям; во-вторых, не противоречит нормам права, в –третьих, не запрещается нормами права; в-четвертых, является социально полезным и значимым. Так, М.Н. Марченко определяет правомерное поведение как такое поведение людей, которое в полной мере согласуется со всеми требованиями норм права.2 По мнению В.М. Сырых, правомерное поведение характеризуется такими действиями и поступками субъектов, которые соответствуют действующим законам, иным нормативным правовым актам.3 По мнению В.Л. Кулапова, правомерное поведение представляет собой такое поведение, которое, во-первых, отвечает интересам общества, государства и отдельных лиц; во-вторых, соответствует требованиям правовых предписаний; в-третьих, обеспечивается государством.4 С.А. Комаров отмечает, что «формы правомерного поведения связаны с формами реализации права, по существу совпадают с ними полностью. Иными словами, правомерное поведение означает реализацию правовых предписаний, а в зависимости от их характера выступает в форме соблюдения, исполнения, использования, применения права. Соблюдение запретов, исполнение обязанностей, использование предоставленных прав, применение права специальными субъектами – суть правомерного поведения».5 Наиболее удачным на наш взгляд является дефиниция правомерного поведения, сформулированная В.В. Оксамытиным: это обусловленная культурно-нравственными воззрениями и жизненным опытом человека деятельность в сфере социального действия права, основанная на сознательном выполнении его целей и требований.6 Данное определений позволяет выделить такие значимые его черты как: во-первых, правомерное поведение является сознательным волевым актом; во-вторых, поведение оценивается путем его сопоставления с целями и задачами права; в-третьих, внутренние регуляторы или мотивы поведения определяются культурно-нравственными качествами личности. Культурно-нравственные качества индивидов формируются под влиянием национальных, исторических, социальных, политических, экономических факторов. Особое значение в этом аспекте принимает специфика национального правосознания. Историческая уникальность развития российского общества определила формирование особенного отношения к различного рода явлениям, при этом неотъемлемым элементом российского правосознания выступает справедливость. Объявление: При условии наличия высокой социально-правовой активности общества, участия его широких слоев в политической и правовой жизни возможен действительно конструктивный диалог между государством и его гражданами, результатом которого будет адекватная система правовых предписаний и, как следствие, их правомерное поведение. При этом, особо важна характеристика адекватности права, отвечающая национальным интересам и социальным ожиданиям населения. В настоящее время отмечается критическое отношение к либеральным концепциям общественного и государственного устройства, и переосмысление консервативных идей, воплощающих в себя не только историческую преемственность консервативной идеологии, но и переосмысление положительных и негативных сторон, апробированных в процессе исторического развития России, и формулирование эффективных и адекватных новаций в традиционном понимании современной идеологии России. Попытки слепого навязывания чуждых для отечественного право-понимания правовых идей и установок чреваты их отторжением, форма выражения которого может варьироваться от прямого неповиновения до нигилистического отношения. Н.Н. Алексеев отмечал, что в русском правоведении имеются глубокие и прочно укоренившиеся традиции, которые противоречат и формальной теории права, и отождествлению правового регулирования с социальным регулированием вообще и государственным порядком в частности.1 Грубое внедрение либеральных идеи и ценностей может способствовать деформации отечественного правового порядка. Как справедливо отмечает А.Ю. Мордовцев, в условиях традиционного для нашей страны «соборного единения государства и социума» это может быть опасным прецедентом, ведущим к разрушению национальной
Качественное состояние правосознания, носителем которого является общество, напрямую влияет на поведение людей, действующих либо в рамках правового поля, либо вне его. А.И. Овчинников справедливо отмечает, что «главное для русского человека – не подарочный набор его основных прав и свобод (подарочный в смысле навязанный сверху), а Правда – Истина, несводимая к формально-правовому равенству и «букве» юридических предписаний». 2 Правда, истина, справедливость – категории ментального порядка, необходимая нравственная основа, оказывающие традиционно важную роль в регуляции правомерного (либо преступного) поведения. Они являются условиями существования и нормального развития и российского права, и российского государства, и национальной правовой системы. В этой плоскости и формируются нравственные начала законности – понимание, ощущение на уровне массового сознания категорий долга, справедливости и целесообразности тех или иных вариантов поведения индивидов в обществе. Отсюда вывод о том, что роль справедливости («правды», истины) в современном обществе как одного из сильнейших побудителей человека к действию напрямую согласуется с правомерным (либо неправомерным) поведением субъектов права. Таким образом, в настоящее время в условиях поиска эффективных моделей правомерного поведения субъектов в рамках формулирования дальнейшей правовой политики России требуется переосмысление либеральной доктрины государственно-правового развития российского государства с учетом специфики национальных правовых традиций, сложившейся системы социальных ценностей и правовых установок россиян и особенностей отечественного менталитета. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|