Производство антикоррупционной экспертизы |
Кудрявцев В.Л. Методика производства антикоррупционной экспертизы: вопросы совершенствованияПрезидент РФ Д.А. Медведев в своей статье «Россия, вперёд!», указал, что ради будущего России «считаю необходимым освобождение нашей страны от запущенных социальных недугов, сковывающих её творческую энергию, тормозящих наше общее движение вперёд. К недугам этим отношу: вековую коррупцию, с незапамятных времён истощавшую Россию»1. В п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»2, отражено, что профилактика коррупции осуществляется, в том числе и путем применения такой основной меры как антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов. Целью таких экспертиз является выявление коррупциогенных факторов и их последующее устранение в правовых актах и их проектах /ч. 1 ст.1 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»/3. Постановлением Правительства РФ от 05.03.2009 N 196 была утверждена «Методика проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции» (далее – Ме-тодика)4. Данная методика применяется только в отношении проектов документов, как следует из её названия и п. 2 Методики, в котором указано, что в ней определяются правила предупреждения и выявления при подготовке и принятии документов коррупционных факторов и коррупциоген-ных норм. Эффективность проведения экспертизы на коррупциогенность определяется ее системностью, достоверностью и проверяемостью результатов /п. 3 Методики/. А для обеспечения системности, достоверности и проверяемости результатов экспертизы на коррупциогенность необходимо проводить экспертизу каждой нормы проекта документа на корруп-циогенность и излагать ее результаты единообразно с учетом состава и последовательности коррупционных факторов /п. 4 Методики/. Как следует из п. 6 данной Методики перечень коррупционных факторов не является исчерпывающим. Объявление: Тем не менее состав и последовательность изложения коррупционных факторов необходимых для обеспечения системности, достоверности и проверяемости результатов экспертизы на коррупциогенность в общем виде отражены в п. 7 Методики. В нём указано, что коррупционными факторами являются: а) факторы, связанные с реализацией полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления (перечисляются в п. 8 Методики); б) факторы, связанные с наличием правовых пробелов (перечисляются в п. 9 Методики); в) факторы системного характера (перечисляются в п. 10 Методики). Полагаю, что нет необходимости выделять в качестве самостоятельной группы факторы системного характера и вот почему. Они вписываются в полной мере в группу факторов, связанных с реализацией полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, а именно в подпункт «а» п. 8 Методики, заключающейся в широте дискреционных1 полномочий, то есть в широте применения полномочий по своему усмотрению. О широте применения полномочий по своему усмотрению фактически идёт речь и в характеристике факторов системного характера, отражённых в п. 10 Методики. Так, в абз. 3 п. 10 Методики, указано, что: «На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц)». В абз. 2 п. 10 Методики речь идёт о том же самом: «Нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае». Следовательно, определяющим в характеристике системных факторов выступают нормативные и иные коллизии, если возможность их разрешения зависит от усмотрения органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц). В данном случае коллизии являются причиной, а широта применения полномочий по своему усмотрению их следствием. То же самое можно наблюдать и в подпункте «а» п. 8 Методики, где указано, что широта дискреционных полномочий заключается, в том числе и в наличии дублирующих1 полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц). Поскольку это говорит о коллизии полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) являющейся одной из разновидностей коллизии как причине, а о широте применения полномочий по своему усмотрению как их следствии. Причем это можно обнаружить только в ходе комплексного анализа проекта документа, что так же характерно и для факторов системного характера /см. абз. 1 п. 10 Методики/. Итак, по всем вышеперечисленным параметрам нет необходимости выделять в качестве самостоятельной группы факторы системного характера, поскольку они вписываются в полной мере в группу факторов, связанных с реализацией полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, а именно в подпункт «а» п. 8 Методики. Его предлагаю изложить в следующей редакции: а) широте дискреционных полномочий - отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) либо иных коллизий, создающих возможность их разрешения в зависимости от усмотрения органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц). Предложенный подход решит проблему и классификации коррупционных факторов на основе единого критерия. В этом случае сама классификация факторов будет выглядеть более упорядоченной, так как к двум оставшимся группам факторов подойдёт единый классификационный критерий деления коррупционных факторов в зависимости от наличия (коррупционные факторы, связанные с реализацией полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления) или отсутствия правовых норм (коррупционные факторы, связанные с правовыми пробелами) в проекте нормативного правового акта. Считаю, что вначале экспертного исследования должны быть исследованы факторы, отражённые в подпунктах «ж» и «з» п. 8 Методики вследствие того, что от ответа на любой из них зависит, имеет ли смысл или нет проводить в дальнейшем экспертизу проекта нормативного правового акта. И это закономерно, поскольку установление любого из них будет свидетельствовать о том, что такой проект нормативного правового акта не будет иметь юридической силы в силу того, что орган государственной власти или местного самоуправления (их должностное лицо) не является надлежащим субъектом принятия нормативного правового акта потому, что будет выходить за пределы своей компетенции /подпункт «ж» п. 8 Методики / либо её не иметь в силу отсутствия законодательной делегации / подпункт «з» п. 8 Методики /. Тем более, что вопросы следует перечислять в строгой логической последовательности, формулируя сначала те, от решения которых зависит решение других1. Таким образом, на основе изложенного два коррупционных фактора, предусмотренных в подпунктах «ж» и «з» п. 8 Методики, можно свести в один фактор вследствие того, что они говорят об одном и том же – о ненадлежащем субъекте принятия нормативного правового акта. Причём, как мы установили выше, данный фактор должен быть вначале экспертного исследования, то есть ему следует быть первым в группе факторов, связанных с реализацией полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, как следствие этого он должен быть обозначен в этой группе факторов в новом, дополнительном подпункте «1» п. 8 Методики. Предлагаю подпункт «1» п. 8 Методики сформулировать в следующей редакции: ненадлежащем субъекте принятия нормативного правового акта – принятии нормативного правового акта сверх компетенции (нарушении компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов) либо заполнении законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий (установлении общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона). В случае установления данного коррупционного фактора эксперт должен будет окончить производство экспертизы составлением заключения, в котором указать на невозможность принятия проекта нормативного правового акта данным органом (его должностным лицом) вследствие отсутствия у него соответствующих полномочий и на орган государственной власти или местного самоуправления (их должностных лиц) в компетенцию которых входит его принятие. Последнее делается с тем, чтобы признав необходимость такого акта для регулирования общественно-значимых отношений, у ненадлежащего субъекта была возможность обратиться в надлежащий орган, к его должностному лицу со своими проектом документа, который уже сам будет решать о целесообразности или нет такого акта, его концепции, содержания и т.п. Если всё же допустить такую ситуацию, что надо будет и дальше продолжать исследование, то тогда требуется выявлять и все остальные коррупционные факторы, а так же указывать пути их устранения. Конечно, в этом случае можно сослаться на то, что согласно ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», заключение носит рекомендательный характер и подлежит только обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом. Иначе, результаты заключения, несмотря на обязательность их рассмотрения, носят вариант желательного поведения. Как следствие, можно сказать – делайте всё, а потом мы решим, как надо. Но такого быть не должно, позиция должна быть однозначной: если орган государственной власти или местного самоуправления (их должностные лица) не является надлежащим субъектом, то есть не имеет полномочий либо выходит за их пределы при принятии нормативного правового акта, то и само содержание этого акта независимо от наличия или отсутствия в нём коррупционных факторов не будет иметь юридической силы. Да и это будет указывать на двойственность позиции и неуверенность экспертов в ней. А выводы при экспертизе должны быть чёткие, однозначные, не допускающие альтернатив. На основании изложенного предлагаю внести дополнение в п. 5 Методики, дополнив его третьим абзацем такого содержания: «Выявление (установление) коррупционного фактора, предусмотренного подпунктом «1» п. 8 Методики, влечёт окончание производства экспертизы составлением заключения, в котором указывается на невозможность принятия проекта нормативного правового акта данным органом (его должностным лицом) вследствие отсутствия у него соответствующих полномочий и на орган государственной власти или местного самоуправления (их должностных лиц) в компетенцию которых входит его принятие». |
< Предыдущая | Следующая > |
---|