Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Интеграции высшего образования в Болонский процесс





Интеграции высшего образования в Болонский процесс

Рахматуллина А.М.

Некоторые проблемы интеграции высшего образования в России в Болонский процесс

Современное образование – фундаментальная основа человеческой жизнедеятельности, выступающая как интегральная, обобщающая цен­ность духовной культуры. Наряду с политической и правовой культурой образование формирует эстетические и нравственные черты личности в неразрывной связи с жизнью общества. Целью функционирования соци­ального института образования в обществе является формирование ин­теллектуально-нравственного потенциала нации. Эффективность функ­ционирования социального института образования необходимо изучать с позиций комплексного подхода, который предполагает учет многообразия разнокачественных субъектов образования и системы их взаимосвязей и управления.

Личность по отношению к институтам государства - всегда объект воздействия. Долгое время государство практиковало ресурсный подход к собственному населению, управление системой образования было подчи­нено идее воспитания работника, профессионала с минимальным учетом индивидуальности. В то время как на современном этапе образование приобретает характер целенаправленной непрерывной (в течение всей жизни) деятельности личности, ориентированной на использование обра­зовательной системы, образовательной среды в целях самосовершенство­вания, удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей. Формируются субъект-субъектные связи между участниками образова­тельной деятельности.

Развитие системы высшего профессионального образования Рос­сийской Федерации детерминировано мировыми тенденциями глобализа­ции. Социально-экономические изменения в стране, произошедшие в по­следние 15 лет, привели к внутреннему кризису образовательной систе­мы. Россия принимает активное участие в создании единого международ­ного образовательного пространства. Начиная с 90-х годов XX в., в нашей стране осуществляется широкая модернизация российской системы обра­зования, направленная на ее демократизацию и развитие "как открытой государственно-общественной системы".

В сентябре 2003 г. Российская Федерация официально присоедини­лась к Болонскому процессу, в рамках которого до 2010 г. предстоит осу­ществить реформирование российского образования с целью продвиже-54

Объявление:

ния его к открытости европейскому сообществу и интеграции в общеев­ропейскую систему образования.

Социальная проблема модернизации национального института об­разования заключается в гармонизации целей, содержания и способов об­разовательной деятельности с изменившимися общественными потребно­стями и условиями.

Экономическая проблема модернизации состоит в обеспечении эф­фективного функционирования института образования в социальном и экономическом пространстве Российской Федерации и создании условий для формирования конкурентоспособного рынка экспортных образова­тельных услуг российских вузов в мире и, в частности, в европейском по­литическом и территориальном пространстве, для чего необходимо струк­туру высшего образования обозначить в единицах европейского измере­ния (образовательных уровнях, кредитах, компетенциях и пр). Совмеще­ние интересов внешних и внутренних направлено на реорганизацию сис­темы профессионального высшего образования в Российской Федерации с учетом положений Болонской декларации.

В последние несколько лет вузовскую общественность России живо интересуют проблемы, связанные с возможной ролью общеевропейского движения, известного под именем "Болонского процесса", в модерниза­ции российской высшей школы.

Рассматривая, теоретический аспект Болонского процесса, целесо­образно заметить, что еще до официального присоединения России к Бо-лонской декларации в высшей школе страны началось движение в сторо­ну международных стандартов профессионального образования. Уже в Законе Российской Федерации "О высшем и послевузовском профессио­нальном образовании",1 принятом в 1996 г., в принципе была предусмот­рена многоуровневая система высшего образования. За прошедшие годы многие вузы накопили значительный опыт подготовки бакалавров и маги­стров по ряду направлений.

Несмотря на это, российское высшее образование фактически оста­лось одноуровневым. Дело в том, что упомянутый закон, по сути, являет­ся эклектическим, в нем реализована своеобразная смесь традиционной российской системы образования с англо-американской. Введя бакалав­риат и магистратуру, закон, тем не менее, оставил возможность получить привычную для России, но совершенно непонятную за границей квали­фикацию "дипломированный специалист". В итоге даже в тех вузах, где введен бакалавриат, его выпускники, не попавшие в магистратуру, про-1 СПС Консультант плюс должают обучение по программе подготовки специалистов. Ничтожно малая часть выпускников (2-5%) выходят из вуза с дипломом бакалавра, при этом работодатели смотрят на них как на недоучек, отчисленных за неуспеваемость.

В целом отношение российской вузовской общественности к Бо-лонскому процессу было и пока остается весьма настороженным. Многие преподаватели искренне убеждены, что отечественная система подготов­ки дипломированных специалистов является лучшей в мире, любое вме­шательство в сложившиеся традиции губительно. Такое отношение объ­ясняется не только действительными успехами (в основном, в прошлом) российских ученых и инженеров, но и малой информированностью о ре­альном положении дел в высшем образовании за границей (в Европе и США). Многие десятилетия Россия была отгорожена от остального мира "железным занавесом" и только в последние годы появилась реальная возможность дать сравнительную оценку отечественной и зарубежных систем образования.

Инициаторами выхода вузовской России из самоизоляции и вхож­дения в международное пространство высшего образования выступили вузы, более других заинтересованные в развитии международных связей и привлечении иностранных студентов: СПбГУ, РУДН, МГИМО и др. В течение последних лет годов был проведен ряд всероссийских совещаний по перспективам Болонского процесса для России, в профильных журна­лах было опубликовано множество статей на эту. Министерство образо­вания России поощряло эту деятельность, издав, в частности, инструктив­ное письмо от 28.11. 2002 № 14-52-988ин/13 и приказ от 2 июля 2003 года № 2847 "О проведении эксперимента по использованию зачетных единиц в учебном процессе". 1

В экспериментальном порядке в вузах стали реализовываться от­дельные положения Болонской декларации: учет трудоемкости предметов в кредитных часах, европейская система оценок, европейское приложение к диплому и т.п.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >