Синтез традиции и правового регулирования |
Шайхуллин М.С. Синтез традиции и правового регулирования местного самоуправления в российской муниципальной средеВ настоящее время действие социальных норм местного самоуправления, в условиях правотворческой и исполнительно-распорядительной деятельности муниципальных органов не является сбалансированным, что влияет на общую нравственную оценку работы всей муниципальной системы. Тогда как Т.С. Масловская отмечает, что правотворчество в области местного самоуправления имеет свои периоды исторического развития1, традиции и преемственность. В связи с чем прав Н.С. Тимофеев, который отмечает, что отсутствие преемственности, закрепление новых взглядов на задачи и организацию местного самоуправления ставят актуальной задачей правовой теории муниципального права необходимость переосмысления развития уточнения концепции, отказа от не оправдавших себя подходов и определения путей дальнейшего развития местного само-управления2. Вместе с этим, необходимо отметить, что традиции местного самоуправления все-таки отражаются, такое отражение носит не нормативный характер, что по существу является природой такой социальной нормы, однако это обстоятельство минимизирует эффективность правовых последствий в результате принятия юридических решений органами местного самоуправления, что сводит на нет весь авторитет публичных органов власти. Традиции местного самоуправления не должны носить нормативного характера, ибо выражают существо социальных норм, однако в силу того, что речь идет не просто о социальных нормах, а о традициях института публичной власти, то такие традиции могут носить совершенно другой, не единый, а комплексный и системный характер в силу межотраслевой сущности институтов муниципального управления т.е. идентифицируясь к каждому конкретному полномочию муниципального органа. Права А.С. Чуева, которая отмечает, что под принципом использования местных традиций и обычаев в организации и деятельности органов местного самоуправления предлагается понимать лежащие в основе местного самоуправления коренные начала, вытекающие из исторических и культурных традиций, состава населения, территориальных особенностей расположения муниципального образования, а также социально-экономического уровня развития данной территории1. В настоящее время централизованная система муниципального управления и жесткая связка в решении вопросов местного значения с государственными органами, не позволяет учитывать эффективность действия социальных норм в общем механизме действия права. Объявление: Отдельные ученые отмечают, что многообразие схем организации местного самоуправления в Российской Федерации явилось реальным воплощением конституционных принципов осуществления местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций и самостоятельности населения в выборе организационно-правовых форм местного самоуправления2. С другой стороны К.В. Арановский совершенно прав, что институты общественного самоуправления не получили пока широкого развития, в силу отсутствия образа народа и других общественных объединений в конституционной среде3. Эту позицию поддерживает и В.В. Казаченко, который отмечает, что для территориального общественного самоуправления в муниципальных образованиях Уральского федерального округа характерен ряд общих недостатков, а именно: ограниченность функций комитетов ТОС, их скудная экономическая база, зависимость от городских администраций и низкая степень участия в нем населения4. Таким образом, мы приходим к выводу об отсутствии аналогичных образов в муниципальной среде т.е. в органах местного самоуправления и других муниципальных организациях. Важность привития привычки к уважению прав и законных интересов граждан, главная задача муниципальных органов способных сформировать такой образ отношения муниципальных чиновников к населению, при котором решение жизненно важных вопросов граждан, будет перевешивать узко корпоративные интересы как правило муниципальных служащих, где традиции и обычаи станут приматом, надстройкой в процессе принятию правовых решений в связи с реализацией гражданами положенных по закону благ и интересов. В данном случае следует согласиться с М.А. Шамхаловым, который отмечает, что удовлетворение основных жизненных потребностей населения, т.е. автономизация местного уровня власти и заранее заданная социальная направленность его деятельности позволяют максимально отстранить его от участия в политических конфликтах, происходящих на высших уровнях государственной власти1. С возникновением государства преобладание традиционных, опирающихся на обычай и авторитет давности социальных, моральных и правовых норм вело к устойчивой солидарности участников родо-общинной жизни даже в конфликтных ситуациях2. Вместе с этим, до сих пор, реализация права выстроена без учета национальных и общесоциальных интересов. Данное обстоятельство обуславливает слабость развития социальных норм и их влияния на нормы права регулирующие прежде всего социальную сферу общественных отношений. Более того, игнорирование возрастания роли позитивной традиции в органах местного самоуправления, происходит за счет усиления внимания к возрождению культурных традиций и обычаев местных сообществ, что само по себе хорошо, однако культурные традиции, не следует смешивать с традициями при отправлении власти на местном (муниципальном) уровне. Существуют мнения, в соответствии с которыми традиции преследует цель передачи якобы строго определенных качеств, являются элементом культуры, процессом воспроизводства морально-политических качеств, нормой, принципом поведения, стереотипным способом человеческой деятельности, механизмом передачи трудовых навыков, формы воспроизводства социальных отношений в непроизводственной сфере, формой передачи культуры, что обычаи – это устойчивые нормы, ставшие социальными привычками, а традиции – более общие нормы и принципы отношений3. На наш взгляд в условиях современных муниципально-правовых отношений консервативный подход к местному самоуправлению вообще, обусловит нормализацию социально-правовых отношений в результате нормативно-правового регулирования вопросов местного значения. Таким образом, учет традиций местного самоуправления в нормотворческой деятельности будет как никогда востребованным в системе реализации прав и законных интересов граждан. При консервативной политике органы власти стремятся к использованию традиционных форм и методов политического регулирования. Что несомненно обеспечивается правом. Вместе с этим применяются методы управления соответствующие почитаемым в обществе ценностям и идеалам. В целом в современной политике духовного развития усиливается тенденция признания плюрализма и обеспечения духовной свободы общества, что подтверждается крушением тоталитарных режимов. Политика духовного развития содействует осознанию людьми их потребностей и реальных возможностей, формированию их интересов. Ее характерной чертой стало расширение систем и обновление содержания народного образования и просвещения, направленные на повышение грамотности и культуры населения, подготовку новых специалистов, обеспечение непрерывного образования, расширение и интенсивность информации, поддержку популярных культов и традиций и т.п.1 Вместе с этим, политизировать местное самоуправление и его институты не имеет смысла, ибо у самоуправления своя социально-правовая природа и характеристика, где традиции играют важнейшую роль в динамике развития институтов муниципального управления. Хотя отдельные ученые предлагают понятие муниципальной политики2. Сложившаяся система управления основанная на началах соподчинения не дает возможности развиваться местному самоуправлению в реальном его понимании. Органы местного самоуправления продолжают функционировать в системе жесткого влияния норм федерального и регионального законодательства не учитывающих социальные нормы сложившиеся исторически и подкрепленные местными особенностями в каждом конкретном муниципальном образовании. С другой стороны нормы обеспеченные законом не вдаются в подробности действия той или иной социальной нормы, ибо это приоритет самого местного сообщества. Традиции местного самоуправления являются более многогранным социальным явлением, в отличие от традиций населения проживающего на той или иной территории, поскольку они могут возникать на основе реализации местной (муниципальной) властью, комплекса полномочий по решению вопросов местного значения носящих как общесоциальный, межотраслевой, так и специфический характер. Вместе с этим традиции местного самоуправления прочно связаны интересами населения. Мы считаем что традиции самоуправления должны следовать демократическим формам народного волеизъявления, в свою очередь формы прямой демократии должны следовать традициям местного самоуправления. Здесь может быть обеспечен единый консервативный механизм синтеза власти и права. Какого права? Права на осуществление местного самоуправления? или субъективных прав и законных интересов. Данный вопрос на наш взгляд является дискуссионным, ибо муниципальная власть, должна обеспечивать защиту не только отдельных прав описанных федеральным законом о местном самоуправлении в Российской Федерации. Однако тенденции развития местного самоуправления таковы, что на сегодня сохраняются не демократические традиции, т.е. социальные нормы криминогенного характера, являясь порождением административно-управленческого аппарата муниципальных органов, что в свою очередь отталкивает население от прежде всего выборных органов самоуправления. Данный организационный катаклизм явился следствием, отсутствия традиций местного самоуправления, которые на протяжении долгого времени в истории России обеспечивали устойчивый баланс интересов самоуправления и государства |
< Предыдущая | Следующая > |
---|