Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Развитие системы частного права





Развитие системы частного права

Богустов А.А

Развитие системы частного права в законодательстве Польши

Распространенным в отечественной научной литературе является мнение, что "Польша относится к числу стран с дуалистической системой частного права, т.е. разделением его на гражданское и торговое"1. Но на наш взгляд изменение системы источников частного права Польши во второй половине XX в. привело к тому, что дуализм частного права стал явлением во многом условным.

Говоря о дуализме частного права следует согласиться с мнением М.И. Кулагина о том, что он "проявляется в наличии двух относительно самостоятельных систем источников права, прежде всего в одновремен­ном существовании гражданских и торговых кодексов. В ряде стран име­ются и особые торговые суды, рассматривающие споры с участием ком-мерсантов".2 В литературе высказывается мнение о том, что "проблема дуализма – это не только вопрос о соотношении гражданского и торгово­го кодексов, сколько проблема соподчиненности системной принадлеж­ности различных групп норм, регулирующих однородные общественные отношения".3 Настоящая статья посвящена рассмотрению проблемы су­ществования самостоятельных источников гражданского и торгового пра­ва в национальной правовой системе Польши.

На момент обретения независимости в 1918 г. на территории Поль­ши действовало пять различных законодательств – французское, россий­ское, немецкое, австрийское и венгерское. Более того, существование множественности правовых систем не было исключительно чертой права торгового. Этот признак являлся характерным "для гражданско-правовой системы в целом".1 Множественность правовых систем усложняла работу по унификации частного права, которая не была завершена в период меж­ду мировыми войнами. Унификация в первую очередь коснулась, норм призванных урегулировать коммерческий оборот. Это проявилось в при­нятии в 1933 г. "Кодекса обязательств" (далее - KZ)2 и в 1934 г. "Торгово­го кодекса" (далее - KH)3.

Принятие KZ явилось результатом работы начатой еще в 20-х г.г. ХХ в. Кодекс испытал серьезное влияние социологической школы права и представлял собой рецепцию положений ФГК, ГГУ, ШОЗ и ГК Австрии. Главными авторами проекта выступили польские ученые юристы Roman Longchamps de Berier и Ernest Till.4 KZ состоял из общей и особенной час­ти, был разделен на 17 глав и 645 статей.5 Следует обратить внимание на то, что KZ главным образом был направлен на регулирование коммерче­ских отношений. Анализ показывает, что KZ был построен на следующих основных принципах: равенства сторон и свободы договора, добросовест­ности участников обязательственных отношений, номинализма, действие которого могло быть ограничено как соглашением сторон, так и решени­ем суда. Направленность KZ на регулирование коммерческих отношений проявлялась и в том, что он регулировал ряд договорных отношений, тра­диционно относившихся к сфере торгового права – куплю-продажу, арен­ду (отличную от найма), товарищество, трудовой договор и т.д.

Объявление:

KZ был отменен 23 апреля 1964 г. и утратил силу с 1 января 1965 г. в связи с принятием ГК Польши (далее – KC) 6 в котором была проведена рецепция многих его положений. Однако нормы KZ, регулирующие тру­довые отношения, продолжали действовать до 1 января 1975 г.

KH состоял из 697 статьей, объединенных в 2 книги – "Предписания

0 единоличном купце и торговых товариществах" и "Торговые сделки"
(общие предписания, касающиеся вещного и обязательственного права).
KH находился под сильным влиянием немецкого права и основывался на субъектной системе определения торгового права. Таким образом в дово­енный период развития правовой системы Польши не имелось одного из главнейших признаков дуализма частного права – существования одно­временно гражданского и торгового кодексов. При отсутствии кодифика­ции гражданского законодательства существовали одновременно два ко­декса, направленные главным образом на регулирование коммерческого оборота. Более того, KZ и KH не исчерпывали всего торгового законода­тельства. Например, в 1936 г. были приняты законы о вексельном 1 и че­ковом 2 праве. Это, в свою очередь, подтверждает высказанное М.И. Ку­лагиным мнение о том, что во многих странах торговое право развивается "за пределами торговых кодексов".3

В связи с вступлением в действие KC с 1 января 1965 г. KH утратил силу (за исключением положений о полных товариществах, товарищест­вах с ограниченной ответственностью и акционерных товариществ и по­ложений о фирменном наименовании, прокуре и торговом реестре). На наш взгляд в этой ситуации также трудно говорить о существовании гра­жданского и торгового кодексов как проявлении дуализма частного права.

Отказ от социалистической модели ведения хозяйствования и свя­занная с этим процессом реформа правовой системы только подтвердили отход Польши от дуализма частного права. В 2000 г. был принят Кодекс торговых товариществ (далее – KSH) 4 окончательно устранивший с 1 ян­варя 2001 г. действие KH. В настоящее время трудно найти различия и в методах регулирования гражданско-правовых и торговых отношений. Это относится как к порядку заключения и исполнения торговых сделок, так и к порядку организации и функционирования торговых товариществ. На­пример, ст. 2 KSH устанавливает, что к вопросам, не урегулированным данным Кодексом, применяются предписания KC, т.е. действие норм KSH и KC соотносятся как действие норм специальных и общих.

Одновременно идет процесс "коммерциализации" гражданского права. Он находит свое отражение в том, что "многие принципы, конст­рукции и нормы торгового права распространяются в настоящее время и на область традиционного гражданского права".5 Например, KC содержит нормы касающихся таких традиционных для торгового права институтов как предприниматели и фирменные наименования (ст.431-4310), прокура (ст.1091-1099) и др.

Дальнейшее развитие получает тенденция регулирования коммер­ческих отношений за рамками кодексов. Среди таких законов следует от­метить законы о свободе хозяйственной деятельности,1 о складских до-мах,2 о банковском праве,3 о национальном судебном реестре4 и др. Важ­ность подобных актов усиливается тем, что кодексы в Польше не имеют по юридической силе каких-либо отличий от иных законов. Значимость кодексов определяется лишь той системообразующей ролью, которую они играют. Расширение числа законов, регулирующих коммерческий оборот за рамками кодификаций, обусловлено также вхождением Польши в ЕС. Например, в 2005 г. был принят Закон "О европейском объединении с общей экономической целью и европейском акционерном обществе".5

Эти тенденции находят отражение и в правовой теории. Сейчас наи­более распространено мнение об отсутствии нормативного подтвержде­ния существования торгового права в качестве самостоятельной отрасли.6 Торговое право начинает рассматриваться как особая часть гражданского права.7 Так, K. Kruczalak определяет торговое право как "совокупность норм по своей природе принадлежащих прежде всего к гражданскому (частному) праву, регулирующих организацию (устройство) субъектов хозяйствования, а также торговые сделки, возникающие между этими субъектами, либо между этими субъектами и иными лицами как во внут­реннем (внутригосударственном) хозяйственном обороте, так и в между­народном (международной торговле).8


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >