Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Гражданско-правовая политика





Гражданско-правовая политика

Вавилин Е.В.

Гражданско-правовая политика

Гражданско-правовая политика – это законодательно установлен­ная, основанная на Конституции Российской Федерации и национальной юридической доктрине, системная, последовательная и стабильная дея­тельность государственных и муниципальных органов по формированию эффективного механизма гражданско-правового регулирования, механиз­ма осуществления и защиты гражданских прав. Она характеризуется ком­плексным подходом по оптимизации гражданско-правовой базы, сближе­нием отечественного правопорядка с правилами регулирования соответ­ствующих хозяйственных отношений в развитых европейских государст­вах, имплементацией положительного зарубежного опыта трансформации гражданского законодательства в российскую правовую доктрину. Цель правовой политики в гражданско-правовой сфере – обеспечить с помо­щью последовательно организованных юридических средств реальную гарантированную возможность осуществления и защиты субъективных гражданских прав и законных интересов, создание целостной системы правового регулирования этих отношений.

Период формирования нового гражданского законодательства Рос­сийской Федерации имеет как концептуальные теоретические проблемы, так и трудности в создании отдельных структурных элементов правовых конструкций и юридических механизмов. Они обусловлены объективны­ми основаниями. В частности‚ существуют определенные коллизии «ду­ха» (смысла) новых нормативно-правовых актов с некоторыми историче­ски сложившимися принципиально иными традициями правопримени­тельной практики, с предшествующим опытом хозяйственной деятельно­сти, со сформировавшимся ранее правовым сознанием; остаются проти­воречия современных юридических конструкций с обычаями делового оборота‚ установившимися за многие десятилетия административно-плановой экономической деятельности; некоторые гражданско-правовые институты являются новыми и требуют своего изучения специалистами и апробации в правоприменительной деятельности и другие.

Эти противоречия призвана решить российская гражданско-правовая политика, основы комплексного развития которой заложены Указом Президента РФ от 18 июля 2008 г. № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации» (Российская газета. 2008. июль. С. 19). Идеи оптимизации экономических отношений в пределах Российской Федерации, развития международных экономических и гума­нитарных связей определяют в Указе круг задач, способствующих реше­нию поставленной цели: развитие основных принципов гражданского права, отвечающих современному этапу развития рыночных отношений; отражение в ГК РФ опыта его применения и толкования судом; сближе­ние положений ГК РФ с соответствующими правилами регулирования в Европейском праве; использование новейшего положительного опыта со­вершенствования гражданских кодексов ряда европейских стран; унифи­кация регулирования гражданско-правовых отношений в государствах – участниках СНГ; обеспечение стабильности гражданского законодатель­ства РФ (п. 1. Указа).

В соответствии с этим Совет при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательств разработал ряд доку­ментов по кодификации и совершенствованию гражданского законода­тельства: «Концепцию совершенствования общих положений Граждан­ского кодекса РФ», «Концепцию совершенствования Общих положений обязательственного права России», «Концепцию развития законодатель­ства о вещном праве», «Концепцию развития гражданского законодатель­ства о недвижимом имуществе», «Концепцию развития законодательства о юридических лицах», «Концепцию совершенствования Раздела VII Гражданского кодекса Российской Федерации «Права на результаты ин­теллектуальной деятельности и средства индивидуализации», «Концеп­цию совершенствования Раздела VI Гражданского кодекса Российской Федерации «Международное частное право», «Концепцию развития зако­нодательства о ценных бумагах и финансовых сделках»1.

Объявление:

7 октября 2009 г. Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства была одобрена Кон­цепция развития гражданского законодательства2. Основной чертой пред­ложенных в ГК РФ изменений является детализация гражданского зако­нодательства и в ряде случаев его унификация с зарубежными правопо-рядками. Эти трансформации направлены на укрепление нравственных начал гражданско-правового регулирования, усиление компенсаторной функции гражданского законодательства, смещение баланса в пользу ча­стных элементов по отношению к публичным, обеспечение стабильности гражданско-правового регулирования и устойчивости гражданского обо­рота, упорядочение всей системы гражданского законодательства (ч. I Концепции). Такой опыт оперативного реагирования стал первым для отечественного законодателя и интересен, в первую очередь, с точки зре­ния эффективности содействия развитию российской экономики и оправ­данности предложенных путей реформирования.

Концепция содержит серьезные инновации по трем основным бло­кам гражданского законодательства: по общим положениям части первой ГК РФ, в некоторой степени, особенной части ГК РФ, а также федераль­ным законам, основанным на ГК РФ. Первый этап работы связан с совер­шенствованием общих положений ГК РФ. Одним из принципиальных из­менений общей части ГК РФ является необходимость включения в круг отношений, регулируемых гражданским правом и определяющих его предмет, корпоративных отношений. Под корпоративными отношениями понимаются «отношения, связанные с «правом участия» в корпорации, а также соответствующие обязательственные отношения между учредите­лями (участниками) и корпорацией» (п. 1.2 ч. II Концепции). Подобное понимание отграничивает эти отношения от иных (вещных, обязательст­венных, исключительных, личных, неимущественных) гражданских прав и сужает их до внутренних правоотношений.

Во исполнение п. 1 Указа Президента РФ от 18 июля 2008 г. № 1108, предписывающего «дальнейшее развитие основных принципов гражданского законодательства Российской Федерации, соответствующих новому уровню развития рыночных отношений», в Концепции подверг­нуты пересмотру Общие положения ГК РФ, и в частности, состав прин­ципов гражданского права. Своевременным представляется введение в гражданское законодательство принципа добросовестности в качестве од­ного из наиболее общих и важных начал. Это позволит соответствующим образом конкретизировать более частные положения ГК РФ: об иных формах злоупотребления правом, введения института преддоговорной от­ветственности по принципу culpa in contrahendo, многих норм о недейст­вительности сделок. Такой подход соответствует развитым зарубежным правопорядкам. Определены сферы его действия: установление прав и обязанностей, приобретение прав и обязанностей, осуществление прав и исполнение обязанностей, защита прав (п. 1.1 ч. II Концепции).

Второе направление работы – модернизация отдельных специаль­ных норм Кодекса (в особенности в отношении возмездного оказания ус­луг, финансовых сделок). Предложено внести в п. 1 ст. 307 ГК РФ в поня­тие обязательства такие действия, как оказание услуг. Это позволит, по мнению разработчиков, отграничить в ряде случаев обязательство от иных видов относительных правоотношений (реституционных и корпора­тивных) (п. 1.1 Ч. V Концепции). Согласно п. 2 ст. 307 ГК РФ основания­ми возникновения обязательств являются договор, причинение вреда и иные основания, указанные в Кодексе. Представляется своевременным и необходимым предложение расширить перечень оснований возникнове­ния обязательств и сделать его по возможности исчерпывающим.

Третий блок изменений – приведение в соответствие с ГК РФ норм специальных законов. Устранение из ГК РФ планово-административной регламентации имущественных отношений не привело к становлению стабильного правопорядка, не обеспечило в должной мере развитие циви­лизованных рыночных отношений с участием юридических лиц. В связи с этим особенное внимание в Концепции уделено проблемам собственности и статусу юридических лиц разных видов. Во-первых, предложено ликви­дировать законы общего характера об отдельных видах юридических лиц как неэффективные в практическом применении. На данном этапе созда­ется система норм о статусе юридического лица, общих положений, рег­ламентирующих их деятельность. Следующей мерой должна стать пере­работка типовых уставов юридических лиц, в которых должны быть четко регламентированы цели и виды их деятельности, а также соотношения этих видов деятельности. В указанный механизм должна входить система налоговых норм, предусматривающая существенные налоговые льготы для некоммерческих организаций, ведущих предпринимательскую дея­тельность, при условии полного соответствия этой организации ее целе­вому назначению, добросовестного ведения предпринимательской дея­тельности и ее прозрачности. Экономические условия и ответственность лиц, занимающихся коммерческой деятельностью, должна подчиняться принципу равенства участников гражданско-правовых отношений. Нера­венство здесь возможно только в сфере налогообложения по отношению к некоммерческим организациям. В этом случае не затрагиваются интересы кредиторов. Предложенные в Концепции меры во многом способствуют формированию такого механизма.

Учитывая многочисленные злоупотребления в сфере деятельности юридических лиц, вызванные как неопределенностью организационно-правовых форм и статуса отдельных видов юридических лиц, так и неуре­гулированностью складывающихся отношений с их участием, намечены меры по усилению и повышению их гражданско-правовой ответственно­сти. Предложено детализировать в ГК РФ все виды разрешенной неком­мерческим организациям деятельности. Целесообразно унифицированно подходить к виду деятельности коммерческих и некоммерческих юриди­ческих лиц, нацеленной на получение прибыли. Нет необходимости ус­ложнять нормы ГК РФ дополнительными установлениями, характери­зующими критерии деятельности, приносящей дополнительные доходы или вспомогательной хозяйственной. Справедливо также введение для некоммерческих организаций, предполагающих осуществлять предпри­нимательскую деятельность, обязанность формирования соответствующе­го уставного капитала.

Рекомендуется ввести институт солидарной ответственности лиц, составляющих орган юридического лица (п. 3 ст. 53 ГК РФ), возможность «снятия корпоративных покровов» независимо от наступления несостоя­тельности юридического лица (ст. 56 ГК РФ), ответственность юридиче­ского лица за несвоевременную и ненадлежащую актуализацию данных в Едином реестре юридических лиц. Предлагается включить в раздел II ГК РФ правила о публичных акционерных обществах, положения о возмож­ности и последствиях оспаривания незаконной реорганизации юридиче­ских лиц, системы норм о бездокументарных ценных бумагах, о залоге прав по договору банковского счета и вклада, о «металлических счетах» и т.д.

Серьезным изменениям подвергается общая часть вещного права. В частности, сформирована отдельная глава, посвященная владению. Эта глава предшествует общим положениям о вещных правах и включает в себя определение, виды и признаки владения, перечень законных вла­дельцев, положения, регламентирующие владельческую защиту. Владе­ние признается авторами Концепции не правом, а фактом (фактическим отношением).

Трансформация также связна с предложениями о переносе в ГК РФ правил о правах на землю и другие природные ресурсы из иных кодифи­цированных нормативно-правовых актов (Земельного кодекса РФ, Лесно­го кодекса РФ, Водного кодекса РФ). Справедливо, что субъективные по своей сути права на землю и другие природные ресурсы будут реализовы-ваться по единым для всех гражданских прав принципам. Таковы наибо­лее значимые изменения, предложенные авторами Концепции.

В целом, можно констатировать, что самые продуктивные измене­ния ГК РФ связаны с последовательными, системными мерами по форми­рованию механизмов осуществления гражданских прав (вещных, обяза­тельственных, корпоративных), когда система норм регламентирует вы­веренную последовательность действий, приводящих субъекта к фактиче­скому получению блага. Это задача любого развитого правопорядка, свя-86

занная с колоссальными интеллектуальными, материальными, временны­ми затратами. И если законодательную базу, провозглашающую широкие гражданские права и их защиту, можно создать сравнительно быстро, об­ращаясь к накопленному отечественному, зарубежному и международно­му правовому материалу, то элементы механизма осуществления граж­данских прав и исполнения обязанностей могут быть сформированы лишь за довольно продолжительный срок кропотливой работы: научной, право­творческой, просветительской, правоприменительной, организационной.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >