Гражданско-правовая политика |
Вавилин Е.В. Гражданско-правовая политикаГражданско-правовая политика – это законодательно установленная, основанная на Конституции Российской Федерации и национальной юридической доктрине, системная, последовательная и стабильная деятельность государственных и муниципальных органов по формированию эффективного механизма гражданско-правового регулирования, механизма осуществления и защиты гражданских прав. Она характеризуется комплексным подходом по оптимизации гражданско-правовой базы, сближением отечественного правопорядка с правилами регулирования соответствующих хозяйственных отношений в развитых европейских государствах, имплементацией положительного зарубежного опыта трансформации гражданского законодательства в российскую правовую доктрину. Цель правовой политики в гражданско-правовой сфере – обеспечить с помощью последовательно организованных юридических средств реальную гарантированную возможность осуществления и защиты субъективных гражданских прав и законных интересов, создание целостной системы правового регулирования этих отношений. Период формирования нового гражданского законодательства Российской Федерации имеет как концептуальные теоретические проблемы, так и трудности в создании отдельных структурных элементов правовых конструкций и юридических механизмов. Они обусловлены объективными основаниями. В частности‚ существуют определенные коллизии «духа» (смысла) новых нормативно-правовых актов с некоторыми исторически сложившимися принципиально иными традициями правоприменительной практики, с предшествующим опытом хозяйственной деятельности, со сформировавшимся ранее правовым сознанием; остаются противоречия современных юридических конструкций с обычаями делового оборота‚ установившимися за многие десятилетия административно-плановой экономической деятельности; некоторые гражданско-правовые институты являются новыми и требуют своего изучения специалистами и апробации в правоприменительной деятельности и другие. Эти противоречия призвана решить российская гражданско-правовая политика, основы комплексного развития которой заложены Указом Президента РФ от 18 июля 2008 г. № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации» (Российская газета. 2008. июль. С. 19). Идеи оптимизации экономических отношений в пределах Российской Федерации, развития международных экономических и гуманитарных связей определяют в Указе круг задач, способствующих решению поставленной цели: развитие основных принципов гражданского права, отвечающих современному этапу развития рыночных отношений; отражение в ГК РФ опыта его применения и толкования судом; сближение положений ГК РФ с соответствующими правилами регулирования в Европейском праве; использование новейшего положительного опыта совершенствования гражданских кодексов ряда европейских стран; унификация регулирования гражданско-правовых отношений в государствах – участниках СНГ; обеспечение стабильности гражданского законодательства РФ (п. 1. Указа). В соответствии с этим Совет при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательств разработал ряд документов по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства: «Концепцию совершенствования общих положений Гражданского кодекса РФ», «Концепцию совершенствования Общих положений обязательственного права России», «Концепцию развития законодательства о вещном праве», «Концепцию развития гражданского законодательства о недвижимом имуществе», «Концепцию развития законодательства о юридических лицах», «Концепцию совершенствования Раздела VII Гражданского кодекса Российской Федерации «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации», «Концепцию совершенствования Раздела VI Гражданского кодекса Российской Федерации «Международное частное право», «Концепцию развития законодательства о ценных бумагах и финансовых сделках»1. Объявление: 7 октября 2009 г. Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства была одобрена Концепция развития гражданского законодательства2. Основной чертой предложенных в ГК РФ изменений является детализация гражданского законодательства и в ряде случаев его унификация с зарубежными правопо-рядками. Эти трансформации направлены на укрепление нравственных начал гражданско-правового регулирования, усиление компенсаторной функции гражданского законодательства, смещение баланса в пользу частных элементов по отношению к публичным, обеспечение стабильности гражданско-правового регулирования и устойчивости гражданского оборота, упорядочение всей системы гражданского законодательства (ч. I Концепции). Такой опыт оперативного реагирования стал первым для отечественного законодателя и интересен, в первую очередь, с точки зрения эффективности содействия развитию российской экономики и оправданности предложенных путей реформирования. Концепция содержит серьезные инновации по трем основным блокам гражданского законодательства: по общим положениям части первой ГК РФ, в некоторой степени, особенной части ГК РФ, а также федеральным законам, основанным на ГК РФ. Первый этап работы связан с совершенствованием общих положений ГК РФ. Одним из принципиальных изменений общей части ГК РФ является необходимость включения в круг отношений, регулируемых гражданским правом и определяющих его предмет, корпоративных отношений. Под корпоративными отношениями понимаются «отношения, связанные с «правом участия» в корпорации, а также соответствующие обязательственные отношения между учредителями (участниками) и корпорацией» (п. 1.2 ч. II Концепции). Подобное понимание отграничивает эти отношения от иных (вещных, обязательственных, исключительных, личных, неимущественных) гражданских прав и сужает их до внутренних правоотношений. Во исполнение п. 1 Указа Президента РФ от 18 июля 2008 г. № 1108, предписывающего «дальнейшее развитие основных принципов гражданского законодательства Российской Федерации, соответствующих новому уровню развития рыночных отношений», в Концепции подвергнуты пересмотру Общие положения ГК РФ, и в частности, состав принципов гражданского права. Своевременным представляется введение в гражданское законодательство принципа добросовестности в качестве одного из наиболее общих и важных начал. Это позволит соответствующим образом конкретизировать более частные положения ГК РФ: об иных формах злоупотребления правом, введения института преддоговорной ответственности по принципу culpa in contrahendo, многих норм о недействительности сделок. Такой подход соответствует развитым зарубежным правопорядкам. Определены сферы его действия: установление прав и обязанностей, приобретение прав и обязанностей, осуществление прав и исполнение обязанностей, защита прав (п. 1.1 ч. II Концепции). Второе направление работы – модернизация отдельных специальных норм Кодекса (в особенности в отношении возмездного оказания услуг, финансовых сделок). Предложено внести в п. 1 ст. 307 ГК РФ в понятие обязательства такие действия, как оказание услуг. Это позволит, по мнению разработчиков, отграничить в ряде случаев обязательство от иных видов относительных правоотношений (реституционных и корпоративных) (п. 1.1 Ч. V Концепции). Согласно п. 2 ст. 307 ГК РФ основаниями возникновения обязательств являются договор, причинение вреда и иные основания, указанные в Кодексе. Представляется своевременным и необходимым предложение расширить перечень оснований возникновения обязательств и сделать его по возможности исчерпывающим. Третий блок изменений – приведение в соответствие с ГК РФ норм специальных законов. Устранение из ГК РФ планово-административной регламентации имущественных отношений не привело к становлению стабильного правопорядка, не обеспечило в должной мере развитие цивилизованных рыночных отношений с участием юридических лиц. В связи с этим особенное внимание в Концепции уделено проблемам собственности и статусу юридических лиц разных видов. Во-первых, предложено ликвидировать законы общего характера об отдельных видах юридических лиц как неэффективные в практическом применении. На данном этапе создается система норм о статусе юридического лица, общих положений, регламентирующих их деятельность. Следующей мерой должна стать переработка типовых уставов юридических лиц, в которых должны быть четко регламентированы цели и виды их деятельности, а также соотношения этих видов деятельности. В указанный механизм должна входить система налоговых норм, предусматривающая существенные налоговые льготы для некоммерческих организаций, ведущих предпринимательскую деятельность, при условии полного соответствия этой организации ее целевому назначению, добросовестного ведения предпринимательской деятельности и ее прозрачности. Экономические условия и ответственность лиц, занимающихся коммерческой деятельностью, должна подчиняться принципу равенства участников гражданско-правовых отношений. Неравенство здесь возможно только в сфере налогообложения по отношению к некоммерческим организациям. В этом случае не затрагиваются интересы кредиторов. Предложенные в Концепции меры во многом способствуют формированию такого механизма. Учитывая многочисленные злоупотребления в сфере деятельности юридических лиц, вызванные как неопределенностью организационно-правовых форм и статуса отдельных видов юридических лиц, так и неурегулированностью складывающихся отношений с их участием, намечены меры по усилению и повышению их гражданско-правовой ответственности. Предложено детализировать в ГК РФ все виды разрешенной некоммерческим организациям деятельности. Целесообразно унифицированно подходить к виду деятельности коммерческих и некоммерческих юридических лиц, нацеленной на получение прибыли. Нет необходимости усложнять нормы ГК РФ дополнительными установлениями, характеризующими критерии деятельности, приносящей дополнительные доходы или вспомогательной хозяйственной. Справедливо также введение для некоммерческих организаций, предполагающих осуществлять предпринимательскую деятельность, обязанность формирования соответствующего уставного капитала. Рекомендуется ввести институт солидарной ответственности лиц, составляющих орган юридического лица (п. 3 ст. 53 ГК РФ), возможность «снятия корпоративных покровов» независимо от наступления несостоятельности юридического лица (ст. 56 ГК РФ), ответственность юридического лица за несвоевременную и ненадлежащую актуализацию данных в Едином реестре юридических лиц. Предлагается включить в раздел II ГК РФ правила о публичных акционерных обществах, положения о возможности и последствиях оспаривания незаконной реорганизации юридических лиц, системы норм о бездокументарных ценных бумагах, о залоге прав по договору банковского счета и вклада, о «металлических счетах» и т.д. Серьезным изменениям подвергается общая часть вещного права. В частности, сформирована отдельная глава, посвященная владению. Эта глава предшествует общим положениям о вещных правах и включает в себя определение, виды и признаки владения, перечень законных владельцев, положения, регламентирующие владельческую защиту. Владение признается авторами Концепции не правом, а фактом (фактическим отношением). Трансформация также связна с предложениями о переносе в ГК РФ правил о правах на землю и другие природные ресурсы из иных кодифицированных нормативно-правовых актов (Земельного кодекса РФ, Лесного кодекса РФ, Водного кодекса РФ). Справедливо, что субъективные по своей сути права на землю и другие природные ресурсы будут реализовы-ваться по единым для всех гражданских прав принципам. Таковы наиболее значимые изменения, предложенные авторами Концепции. В целом, можно констатировать, что самые продуктивные изменения ГК РФ связаны с последовательными, системными мерами по формированию механизмов осуществления гражданских прав (вещных, обязательственных, корпоративных), когда система норм регламентирует выверенную последовательность действий, приводящих субъекта к фактическому получению блага. Это задача любого развитого правопорядка, свя-86 занная с колоссальными интеллектуальными, материальными, временными затратами. И если законодательную базу, провозглашающую широкие гражданские права и их защиту, можно создать сравнительно быстро, обращаясь к накопленному отечественному, зарубежному и международному правовому материалу, то элементы механизма осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей могут быть сформированы лишь за довольно продолжительный срок кропотливой работы: научной, правотворческой, просветительской, правоприменительной, организационной. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|